Больше рецензий

Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2012 г. 22:51

3K

5

Я человека ищу, всю жизнь ищу - человека в другом человеке, в себе, в человечестве, вообще человека!..
Алексей Иванов ''Географ глобус пропил''

Пожалуй, именно своей Человечностью меня так крепко и ухватила эта книга Иванова. Нет-нет, книга прекрасна по всем параметрам: блестящая композиция – абсолютно цельная, роскошный язык, словно полноводная река всё разливается и разливается так, что берегов этой красоты не видно, метафоры, описания природы так хороши, что явственно видишь смену времен года, ощущаешь на коже ледяные струи дождя, молочно-белое холодное солнце, красоту скал, тайги и суровую красоту северных рек с порогами и разливами. Это прекрасно, безусловно. Но зацепили меня в книге именно люди. Иванов писал ''Географа'' в шальные девяностые годы, когда, в сущности, рухнуло всё и сразу, как-то нежданно-негаданно практически все оказались выкинуты на обочину, потеряли ориентиры, внезапно ушла почва из-под ног. Неприкаянность и ненужность. Так вот Иванов очень точно уловил суть эпохи, уловил и рассказал о том, как было дозволено ВСЁ. Понимаете, в школах тогда был такой бардак, что у меня сегодня волосы шевелятся от ужаса. И в учителя шли многие от безысходности. Всё правильно. Всё верно. Никто никому не был нужен. Как Служкин никому не был нужен, так и его двоечники из ''зондеркоманды'' были никому не нужны.

Дальше...

Но по большому счету, это мужская книга, о мужском одиночестве, пронзительно-остром, которое хоть чем заливай и в каких угодно количествах – не поможет, потому что оно, это самое одиночество – вокруг, оно – воздух. И единственное, что ты можешь сделать - это подарить уверенность в себе этим самым отъявленным хулиганам, заставить их поверить в себя. Так вот этот самый Служкин, который совсем не герой, почти даже антигерой, шалопай, который ( какой ужас же!) пьет со своими учениками, дерется с ними и любит свою ученицу, на деле оказывается глубоким и по сути порядочным человеком, настоящим другом. Он - Служкин - весь состоит из мелочей, не нужно искать в его действиях поступка (это вам не герой древнегреческих мифов, чтобы по подвигу за раз совершать и медальки на шею вешать), он умеет ''понимать'' каждого: помните самолетик-письмо Сашеньки Руневой? Будкин-то его выбросил, а Служкин не позволил бумажке висеть в листве. И таких поступков, каждодневных маленьких подвигов, у Географа наберется много. Человек и состоит из таких вот маленьких поступков-подвигов.

А вот в походе Служкин и совершил самый главный Поступок: он показал этим никчемным пацанам, что они могут быть сильными, могут быть людьми. А этот опыт дорогого стоит, ведь после похода вроде бы всё осталось без изменений, но изменились все очень. Он позволил ребятам самим принимать решения, быть Личностями. Не двоечниками и хулиганами, а Командой. Он преподнес им и себе самый главный урок – урок Жизни, урок Любви, урок Человечности:

И может , именно любви я и хотел научить отцов – хотя я ничему не хотел учить. Любви к земле, потому что легко любить курорт, а дикое половодье, майские снегопады и речные буреломы любить трудно. Любви к людям, потому что легко любить литературу, а тех, кого ты встречаешь на обоих берегах реки, любить трудно. Любви к человеку, потому что легко любить херувима, а Географа, бивня, лавину любить трудно. Я не знаю, что у меня получилось. Во всяком случае, я, как мог, старался, чтобы отцы стали сильнее и добрее, не унижаясь и не унижая.



Для меня это бесценный дар. И знаете, что я вам скажу? Я бы своего ребенка отправила в поход со Служкиным. Мы можем долго бояться и не отпускать своих детей от юбок, но Жизнь – это сплошные пороги и ребенок должен уметь преодолевать их. Должен научиться Любить окружающий мир, и пусть даже потом будет одно сплошное одиночество на горизонте, но остаться Человеком и не потерять свою совесть важнее всего на свете.
Я так думаю :)

И спасибо огромное sparrow_grass и strannik102 за знатный пинок к прочтению. Спасибо!!! Книгу однозначно ищу в бумаге и перечитывать. Обязательно перечитывать.

Ветка комментариев


Эх, как же мне приятно, когда читают наших отечественных авторов! Мне вдвойне приятно, когда их наперебой хвалят! А втройне приятно,если это писатели с Урала- землякиииии!)))

Мне в этом романе не понравился только образ Служкина. Такое ощущение, что автор сам толком до последнего не знал, каким же он у него будет. Вначале мы видим довольно депрессивного, невзрачного, погрязшего в своих житейских неурядицах и привыкшего уже облегчать себе жизнь водкой молодого человека. Я не могла отделаться от ощущения, что он только стремится быть настоящим мужиком, но на самом деле таким не является.
А в походе, гли-кась, Следопыт и Суворов, идущий через Альпы, в одном лице! Но это же не Служкин. Это, наверно, сам Иванов.
Почему все так восхищаются Служкиным? Вы не видели других педагогов, успешно работающих с детьми? Я видела молодых учителей, которые начинали именно в лихие 90-е и в походы ходили, и ребят к серьезным спортивным соревнованиям готовили, и кадетские классы организовывали одними из первых, и в Карелию ездили с ребятами на раскопки, перезахоранивая солдат. И все на одну учительскую зарплату. Как? А жили они в селе. Хозяйство свое. Родители помогали, семьи-то большие, дружные и детей не один-два, а жена тоже учительница. Но про таких никто не напишет - скучно же.
Нет, не все остались учительствовать, кто-то ушел в предприниматели, во власть, но оставили хороший след после себя.
Нет, не впечатлил меня образ Служкина. И "не верю".

Рецензия хорошая, обстоятельная - плюс, конечно.))


Наташа, спасибо за такой обстоятельный комментарий! Громадное спасибо!
Знаешь, а я не рассматривала Служкина именно как педагога, мне он был важен как Человек, человек, который складывался из разрозненных кусочков небольших поступков, мыслей, чувств. И в романе было же важно именно то, что НАУЧИЛ этих оболтусов, хулигана Градусова преодолевать пороги самостоятельно. Что их сила не в том, чтобы унижать друг друга и издеваться над учителем, а сила в способности ПРЕОДОЛЕВАТЬ. А географию они так рано или поздно выучат.

Знаешь, я училась чуть раньше, чем описывает Иванов, так вот в 89 в одной из моих школ были жуткие учителя, которые и рукоприкладством занимались, и морально насиловали детей. Слава Богу у меня нормальные родители и меня просто перевели в спецшколу, иначе я и не знаю чем бы закончились мои противостояния с учителями )))


морально насиловали детей


плавали, знаем...


И вообще я себе наметила в этом году много российских авторов на прочтение )))


А почему же не верить в такого, который не на своем месте не пойми что, а на своем (в походе, например) - орел?
Нет, на самом деле, неужели Вы никогда не видели таких людей, которые от дела, которое они любят, буквально на глазах преображаются? Или когда оказываются в более понятной им и привычной обстановке.


Вот - да! Ведь для Служкина было важно не столько научить, сколько воспитать ( он и сам в романе говорил об этом), для него было важно, чтобы эти хулиганы, никому не нужные поняли кое-что о жизни, научились быть людьми и доверять себе и друг другу, не прося помощи у никчемного Географа.


Я видела разных людей, не сомневайтесь.