Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 апреля 2012 г. 16:53

137

4

Автор фактически развенчивает историчность абсолютно всех рассказов о мучениках первых веков, в т.ч. contra И. Делеэ с его концепцией существования древнего культа как доказательства существования мученика. Безобразов отмечает, что свидетельства о культе, на которые ссылается Делеэ, относятся к 5-7 вв., так что это ничего не доказывает.

В нехристианских источниках нет никаких сведений о больших гонениях против христиане. Напр., один из "классических" гонителей (в мученичествах) император Траян в дошедшей переписке с Плинием, наоборот, говорил, что христиан трогать не надо, кроме тех, кого обвинили в преступлениях законов.
В житиях и легендах о мучениках видна сильная литературная составляющая, в т.ч. с языческими романами - напр. о "мученичестве" Хариклеи итп.
В реальных христианских источниках видна больше картина упадка, а не повесеместного геройства: Киприан Карфагенский пишет, что в при гонениях большинство христиан отреклось от веры, побоявшись лишиться имуществ итп, и нет никаких оснований думать, что так было только в Африке.

Ориген, который разработал теорию мученичества, впоследствии использованную шаблонно во многих житиях и легендах, жаловался, что в его время нет достойных примеров христианской жизни, и обращался за ними в древность - причем в очень седую, к Маккавейским мученикам. Между тем, считается, что напр. мученичества Поликарпа и Лионских мучеников были написаны по горячим следам. Однако Ориген, собиравший таковые свидетельства, ничего о них не знает. Безобразов полагает, что они, как и многие другие, возникли уже после Оригена, как раз на основании его похвал мученическому подвигу. Эти-то легенды и собрал потом Евсевий, нарисовав фантастическую картину вселенских гонений и массового христианского героизма.
И итог собственно такой:

Совпадение идеальных требований Оригена с рассказами о мучениках не случайно и невольно спрашиваешь себя, соответствуют ли эти повествования реальной действительности или мечте о мученичестве? Возвеличение человека, пострадавшего за веру, вплоть до крайних пределов, до святости стало психологической потребностью христианской общины.
... Для психологии общества и для происхождения верований находим мы обильный материал в рассказах о мучениках. Но что дают они для фактической истории? По ним пишется история гонений. Если же мы временно устраним повествования о мученичествах, желая проверить их по другим источникам, окажется, что об эпохе гонений мы знаем очень мало. То немного, что нам достоверно известно, большей частью противоречит описаниям, которые мы находим в специальной литературе, называемой мартириями.
... Даже реальное существование множества мучеников ничем не может быть доказано. ... Когда болландистам нужно отстоять во что бы то ни стало реальное существование святого, они прибегают к традиции.