Больше рецензий

bikeladykoenig

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

31 августа 2020 г. 16:59

152

2

Скоро наступит осень - птицы полетят в теплые края. Мне кажется, что очарование этой книги, некоторые её сюжетные линии, персонажи и прочее наполняющее похожи на птиц, с разницей в том, что улетают они из сознания читателя не по окончанию сезона, а по прочтению книги. Например, повествователем является некто Ла Торре де Вилаферран, повествует он о событиях, случившихся «однажды летом в последнее десятилетие XX века», при этом повествование ведется от первого лица, а главного героя в его рассказе зовут почему-то Ллуэллин Лукас Морган. Имена в этой книге очень важны, так как в одной из интриг повествования используется родственная связь, нужная для понимания сюжета. Более того, сам повествователь, носящий имя де Вилаферрана, работает в башне Вилаферрана, а работодателем Ла Торре является барон Ксавьер Видаль-и-Вилаферран (при этом познакомились они случайно на улице). Вот эта связь в книге не раскрыта никак.

Или, допустим, есть уличный пожиратель огня, с внушительной татуировкой дракона на груди. В начале книги он гадает на картах главному герою и себе. Одно из гаданий содержит предсказание разочарования и болезни (для самого артиста), второе - об обидчивости, провале, бессилии и ещё - высокомерии. По факту в книге для обоих героев исполнилось первое пророчество, превратившее пожирателя огня в голодного бродяжку, не способного даже связно говорить, а главного героя - в человека, ведущий беспутный образ жизни, потерявшего любимую женщину, работу и большинство связей с миром (за исключением пары друзей). При этом к жанру нуара книгу тоже не отнесешь, т.к. жесткого реализма в этой книге нет, цинизма в ней совсем немного, а постоянного употребления сленга в книге нет (если он вообще тут есть).

Касательно «реализма» книги. Читатель поочередно сталкивается с непонятно кем подложенной под дверь открыткой, уличным артистом, который гадает на картах, «людьми крыщ», верованием, связанным с перерождением людей. А во второй половине автор разрушает все иллюзии, которыми очаровывал читателя раньше. Здесь же мы узнаем тайну открытки. Загадочными остаются только люди крыш, среди них протагонист находит «ангела» и символически взлетает на «небо» (попадает по веревке на крышу здания, находя там потерянную «вторую половинку»). Мне поначалу понравился прием, когда Лукас под конец произведения садится за стол и начинает записывать на лист бумаги свою историю - я подумала, что автор закольцевал повествование. А потом после того, как обнаруживаешь, что Лукас вовсе и не Лукас, а повествование писалось в башне задолго после происшедшего (как минимум год), все очарование исчезает.

Эта книга мне не понравилась оборванностью сюжетных линий или их недосказанностью. Когда я писала отзыв, у меня мелькнула мысль, что пожиратель огня из книги, предсказывающий разочарование для героев книги, сулит разочарование и для читателя, прочитавшего роман. А ещё мне не понравилась, что бодрое начало, полное событиями, под конец скатилось в нечто зыбкое, туманное, тленное. И если герои все -таки воссоединились, тогда почему Ла Торре оказался в итоге в башне один, а не со своей подругой? И вообще - а кто такой Ла Торре и какая связь между обоими Вилаферранами на самом деле?