Больше рецензий

psyho_dmitry

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 сентября 2020 г. 12:45

922

3

Мимо Дмитрия Быкова в российской литературе пройти сложно. Дмитрий Львович человек интересный, влиятельный и по-настоящему значимый для современной литературы в России. Я заметил, что регулярно упоминаю его в своих рецензиях на самые разные книги. И действительно я очень много почерпнул из его лекций по русской классической литературе, по Советской литературе и современной американской. Он замечательный поэт, стилизатор, литературовед. Интересно послушать, как он анализирует тексты и художественные произведения. Однако сегодня речь пойдет о Дмитрии Быкове, как о писателе. А на этой территории не всё так хорошо, как с его преподавательской и просветительской деятельностью.

На мой взгляд, роман "Июнь" у Быкова не получился. Уж точно это не то произведение, которое можно отнести к шедеврам или по крайней мере к полноценному художественному высказыванию. Да, этот роман получил награду, занял третье место в премии "Большая книга", но тем хуже для "Большой книги" и для всей современной российской литературы. Если такие работы получают награды, значит другие романы были еще хуже.

Я уверен, что у Быкова есть достойные художественные произведения. Так лично я узнал о писателе Быкове из интервью с Егором Летовым. Егор Летов, без сомнения интеллектуал и философ (по факту, что ни говорите, что ни строчка, то цитата из Сартра, Кафки или хотя бы Шукшина), отвечая на вопрос о том, что из современной российской литературы ему понравилось, что он может отметить, не задумываясь, сказал - роман Дмитрия Быкова ЖД . Летов добавил, что это лучшее, что он читал за последнее десятилетие. По этой рекомендации я попытался читать роман "ЖД", но как-то не пошло. Вот и с "Июнем" у меня не сложилось.

Роман описывает атмосферу и некоторые события, которые царили в Москве с 1940 по 22 июня 1941 года, т.е. атмосферу предвоенного времени. Структура романа - это три истории, которые между собой не связаны, и которые резко обрываются войной. Весь роман - это скорее статичная картина, нежели динамика. Ни герои, ни события в принципе не развиваются. С атмосферой предвойны у романа наблюдаются большие проблемы. Если верить роману, то все вокруг во-первых знали о том, что будет война, не просто чувствовали, а именно знали как факт, а во-вторых (что меня наиболее насторожило и огорчило) - это то, что все не просто знали о войне, но и хотели её. Читается положительная трактовка войны, как искупление за грехи, как обновление существующих порядков, в ней есть некий освободительный подтекст.

Легко читается, что Быков проводит параллели сегодняшним днем. Но делает он это прямолинейно, в лоб. Хочу верить, что это было сознательно. Потому что я не могу и не хочу поверить в то, что Быков просто не смог показать более тонкие и хитрые намёки, подтексты, чтобы читатель оставался погруженным в эпоху сороковых, предвоенных лет, но при этом у него формировалось ощущение, что текущая ситуация в России пересекается с теми, историческими. Но у Быкова это именно чрезмерно прямолинейно, и от этого теряется шарм интеллектуальной составляющей, шарм художественной составляющей. И ты уже читаешь не художественное произведение, а своего рода постик в Инстаграме.

Спасибо Дмитрию Львовичу (это без иронии) за освещение того факта, что в современной России война уже стала культом, и что всё заполонила военная риторика. Однако, лучше бы ему и написать полноценную, большую политическую статью, где это отразить, и в том числе показать параллели с 40-м годом, то есть сделать наоборот - написать честно, что речь идет о текущем моменте, но есть параллели с историей (в этом предостережение). Либо написать собственный роман про сегодняшний день, но зайти чуть дальше на тему, А что будет, если продолжится военная риторика в России, и уже без всяких параллелей. Вспомним того же Захара Прилепина и его Санькя - альтернативная история националистической революции.

Второй момент, который меня также не порадовал - это очередная история еврейства. Рассказана она довольно скудно, да и в целом эта тема в современной российской литературе настолько высушена, что уже невозможно. Если и есть Быкову, что сказать по ней нового, то в "Июне" он этого не сделал. Делаю скидку на мое личное восприятие. Я лично несколько насытился темой еврейства за последнее время ( Людмила Улицкая - Лестница Якова , Мария Степанова - Памяти памяти , как пример).

Про писательские умения тоже нечего сказать: сама история не захватывает, к ней нейтральное отношение; погружение в атмосферу портится из-за очевидных отсылок к современности; смысловая и философская составляющая не впечатляют.

Итог: по сути, это попытка Дмитрия Быкова предупредить нас и может быть персонально власть о том, что война - это плохо. Но ни художественная форма, ни содержание не соответствует благородным мотивам.