Больше рецензий
17 сентября 2020 г. 21:29
1K
4 Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца (c)
РецензияПрочитал сборник рассказов Юрия Казакова.
Поначалу они казались мне необычными, и я писал рецензии на каждый в отдельности. Вот:
Адам и Ева
В город
Во сне ты горько плакал
Но потом они уже перестали вызывать сильный душевный отклик. Да и времени у меня стало гораздо меньше. Так что пишу рецензию на весь сборник.
Вообще, стиль Казакова мне нравится. Он не объясняет и не втолковывает, а лишь намекает и создаёт атмосферу. Атмосфера эта, как правило, тоскливая.
Иногда это светлая печаль ("свечечка", "поедемте в лопшеньгу", "во сне ты горько плакал", да даже "некрасивая"), но чаще, это горькая тоска о жизни, проживаемой неправильно, не по-человечески ("лёгкая жизнь", "на острове", "проклятый север", "в город"), об упускаемых возможностях и невозвратимых потерях ("вон бежит собака", "трали-вали", "голубое и зеленое"). Все герои Казакова одиноки.
Несколько слов о каждом рассказе:
Вон бежит собака - 4
Рыбалка пуще неволи. В погоне за сиюминутным счастьем мы упускаем нечто большое и светлое. А когда опомнимся, оно уже рассеялось как туман.
Голубое и зеленое - 4.5
Бытует мнение, что первая любовь всегда оставляет след в душе. Как правило, это светлое воспоминание, окрашенное в печальные тона ностальгии и наивности. Это когда любовь (или, скорее, влюблённость) сама изживает себя. Но иногда, этот след - незаживающая рана. Ведь с первой любовью часто приходят первое разочарование, ссора, потеря и, в некотором роде, предательство.
Кабиасы - 3.5
Гоголь на колхозных полях.
Герой тянется к высокой культуре, к высшему образованию. Но культура - это только внешний, наносной слой. Он улетучивается при первом же столкновении с внутренними, базисными силами человека. И я говорю даже не о таких внутренних силах как голод, инстинкты (половой, самосохранения или материнский). Нет. В случае с Кабиасами, культуру побеждает первобытные страхи перед величием природы, верования предков, суеверия, приметы. Они сидят у нас гораздо глубже чем воспитание, образование, интеллект.
Лёгкая жизнь - 4
Невыносимая лёгкость бытия.
Легко ли живётся перекати-полю? Почему бы и нет - никакой ответственности. Делай что хочешь. Хочешь пей, а хочешь не пей. Хочешь в родное село поезжай в отпуск, а хочешь - на юг к другу. Все дороги открыты. Почему же так щемит сердце? Особенно, когда трезвый.
На острове - 4
Каково оно, счастье? Просто жить сегодняшним днём, любить, кого хочется да чаи гонять. Только почему-то герои познав "счастье" стали ещё более несчастными...
Некрасивая - 4
Огонь, мерцающий в сосуде...Первый неудачный любовный опыт не сломал некрасивую девушку, а наоборот - помог ей поверить в себя
Ночлег - 3.5
Как молодые интеллигенты деревенских девок портят и как старики умирают от неизвестных болезней. Что такое харизма и как можно жить припеваючи, используя окружающих.
Поедемте в Лопшеньгу - 3.5
Рассказ о Паустовском в стиле "золотой розы" последнего. Ничего интересного (как и в оригинале). Разве что приятно, когда один мастер с уважением и любовью отзывается о другом. Возможно, будет интересно почитателям Паустовского.
Проклятый север - 4
Два моряка из заполярья приезжают в отпуск в Ялту. Но весёлый отдых не клеится. Всё навивает грусть: Дом Чехова, тяжёлые воспоминания об умерших друзьях и ушедших любимых, печальная история ресторанных музыкантов. Тоска, тоска, тоска. Проклятый, ненавистный Север не отпускает. Но, не смотря ни на что, манит обратно.
Свечечка - 3.5
Ещё одна трогательная история об отношениях автора и его малыша-сына. Сама по себе она бы меня так не зацепила, если бы не знание о дальнейшей судьбе героев. Понравилась меньше чем "во сне ты громко плакал"
Трали-вали - 3.5
Жизнь льётся как песня. У человека может быть одновременно широкая душа и узкий кругозор. Ну и пьянство конечно. Оно превращает мелочного, хвастливого, злобного бездельника в человека, близкого родной природе и истории. На время, конечно...
Всё хорошее у Казакова только на время.
Как не пить его героям? А ему самому?
Комментарии
Женя, как думаешь это время такое/такая среда или все же люди такие, что нельзя не грустить/пить?
Думаю, и то, и то.
Тяжелое время. Нет базисных вещей. Нет базисных чувств. Эти люди родились перед войной, возможно, кого-то потеряли. Возможно, жили без родителей. Или одного. Тяжелое детство. Вина перед старшим поколением, воевавшим "чтобы вам хорошо жилось". Но хорошо жить по заказу невозможно.
И люди такие. Не умеют договориться, объясниться. Не умеют уступить, простить. Не умеют жить на равных. Таят в себе обиды десятилетия, топят неудачи, разочарования в себе и других в алкоголе. Да, разочарование - вот, пожалуй, главное слово, описывающее состояние людей. Разочарование в себе, в других, в стране, в жизни... Но разочарование, как известно, пропорционально ожидаемому очарованию. Значит снова - воспитание, тяжелое время, неправильный строй. И так, по кругу
Интересно было прочитать твои впечатления, Женя) Я на выходных, может, сподоблюсь отзыв свой составить, а пока - бегучая неделя выдалась.
Мне интересно, а как ты трактуешь сюжет "Вот бежит собака"? Чем, на твой взгляд, вызвано финальное поведение героя?
Кибиасы мне очень понравились. Именно тем фотографическим исполнением смятения души. Вот это тучей/ветром набежавшее безумие, очень круто сделано, на мой вкус.
Некрасивая - милый рассказ. Но чуть позже на подобный мотив Казаков напишет Маньку, и это исполнение будет наилучшим.
Трали-вали я очень высоко оценила. Пожалуй, для меня это чуть ли не вершина Казакова. При всей неприятности и даже гадливости для меня главного героя, это один из главных рассказов о "русской душе".
Спасибо, Даша! Жду твоей рецензии с нетерпением.
Там, вроде, просто. Вначале (в автобусе и снаружи) герой занят только собой. Предвкушает отдых. Не замечает горя другого человека. Да и как он мог заметить, когда именно от людей он и бежит на реку. А когда всё уже позади и герой отдохнул, у него освободились душевные ресурсы и он "прозрел". Ведь человек-то он не плохой. Понял, что мог (и должен был) как минимум помочь девушке. А, возможно, и для него самого это вообще был единственный шанс на счастье. Но упущенного не вернёшь...
Да, атмосферно. По гоголевски.
Маньку не читал
Да, ты права. Наверное, омерзение и не позволило мне поставить выше оценку. Мощь Истории, Природы и Любви (всё с большой буквы), которую можно увидеть (стать частью, почувствовать) только напившись - это сильно.
А я трактую "Собаку" иначе. Я поняла, что он просто не узнал свою бывшую возлюбленную (мимолетный роман/встреча на раз и т.п.), и вот судьба их свела (недаром же она на него так испытующе смотрела и скрывала слезы, кривила рот), а он просто ее не вспомнил.
Нет, не думаю. Испытующе смотрела - ждала поймёт ли, спасёт ли её. Скрывала слёзы - гордость одновременно с горем...
Но даже если допустить твою версию, ничего особенно не меняется. Вначале эгоизм, погруженность в себя. Как у той собаки, что просто бежит по делам. А в конце - озарение, сожаление.