Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

17 сентября 2020 г. 21:29

1K

4 Грусть-тоска меня съедает, Одолела молодца: Видеть я б хотел отца (c)

Прочитал сборник рассказов Юрия Казакова.
Поначалу они казались мне необычными, и я писал рецензии на каждый в отдельности. Вот:
Адам и Ева
В город
Во сне ты горько плакал

Но потом они уже перестали вызывать сильный душевный отклик. Да и времени у меня стало гораздо меньше. Так что пишу рецензию на весь сборник.

Вообще, стиль Казакова мне нравится. Он не объясняет и не втолковывает, а лишь намекает и создаёт атмосферу. Атмосфера эта, как правило, тоскливая.
Иногда это светлая печаль ("свечечка", "поедемте в лопшеньгу", "во сне ты горько плакал", да даже "некрасивая"), но чаще, это горькая тоска о жизни, проживаемой неправильно, не по-человечески ("лёгкая жизнь", "на острове", "проклятый север", "в город"), об упускаемых возможностях и невозвратимых потерях ("вон бежит собака", "трали-вали", "голубое и зеленое"). Все герои Казакова одиноки.

Несколько слов о каждом рассказе:
Вон бежит собака - 4
Рыбалка пуще неволи. В погоне за сиюминутным счастьем мы упускаем нечто большое и светлое. А когда опомнимся, оно уже рассеялось как туман.

Голубое и зеленое - 4.5
Бытует мнение, что первая любовь всегда оставляет след в душе. Как правило, это светлое воспоминание, окрашенное в печальные тона ностальгии и наивности. Это когда любовь (или, скорее, влюблённость) сама изживает себя. Но иногда, этот след - незаживающая рана. Ведь с первой любовью часто приходят первое разочарование, ссора, потеря и, в некотором роде, предательство.

Кабиасы - 3.5
Гоголь на колхозных полях.
Герой тянется к высокой культуре, к высшему образованию. Но культура - это только внешний, наносной слой. Он улетучивается при первом же столкновении с внутренними, базисными силами человека. И я говорю даже не о таких внутренних силах как голод, инстинкты (половой, самосохранения или материнский). Нет. В случае с Кабиасами, культуру побеждает первобытные страхи перед величием природы, верования предков, суеверия, приметы. Они сидят у нас гораздо глубже чем воспитание, образование, интеллект.

Лёгкая жизнь - 4
Невыносимая лёгкость бытия.
Легко ли живётся перекати-полю? Почему бы и нет - никакой ответственности. Делай что хочешь. Хочешь пей, а хочешь не пей. Хочешь в родное село поезжай в отпуск, а хочешь - на юг к другу. Все дороги открыты. Почему же так щемит сердце? Особенно, когда трезвый.

На острове - 4
Каково оно, счастье? Просто жить сегодняшним днём, любить, кого хочется да чаи гонять. Только почему-то герои познав "счастье" стали ещё более несчастными...

Некрасивая - 4
Огонь, мерцающий в сосуде...Первый неудачный любовный опыт не сломал некрасивую девушку, а наоборот - помог ей поверить в себя

Ночлег - 3.5
Как молодые интеллигенты деревенских девок портят и как старики умирают от неизвестных болезней. Что такое харизма и как можно жить припеваючи, используя окружающих.

Поедемте в Лопшеньгу - 3.5
Рассказ о Паустовском в стиле "золотой розы" последнего. Ничего интересного (как и в оригинале). Разве что приятно, когда один мастер с уважением и любовью отзывается о другом. Возможно, будет интересно почитателям Паустовского.
картинка Zhenya_1981
Проклятый север - 4
Два моряка из заполярья приезжают в отпуск в Ялту. Но весёлый отдых не клеится. Всё навивает грусть: Дом Чехова, тяжёлые воспоминания об умерших друзьях и ушедших любимых, печальная история ресторанных музыкантов. Тоска, тоска, тоска. Проклятый, ненавистный Север не отпускает. Но, не смотря ни на что, манит обратно.

Свечечка - 3.5
Ещё одна трогательная история об отношениях автора и его малыша-сына. Сама по себе она бы меня так не зацепила, если бы не знание о дальнейшей судьбе героев. Понравилась меньше чем "во сне ты громко плакал"

Трали-вали - 3.5
Жизнь льётся как песня. У человека может быть одновременно широкая душа и узкий кругозор. Ну и пьянство конечно. Оно превращает мелочного, хвастливого, злобного бездельника в человека, близкого родной природе и истории. На время, конечно...

Всё хорошее у Казакова только на время.
Как не пить его героям? А ему самому?

картинка Zhenya_1981

Комментарии


Женя, как думаешь это время такое/такая среда или все же люди такие, что нельзя не грустить/пить?


Думаю, и то, и то.
Тяжелое время. Нет базисных вещей. Нет базисных чувств. Эти люди родились перед войной, возможно, кого-то потеряли. Возможно, жили без родителей. Или одного. Тяжелое детство. Вина перед старшим поколением, воевавшим "чтобы вам хорошо жилось". Но хорошо жить по заказу невозможно.
И люди такие. Не умеют договориться, объясниться. Не умеют уступить, простить. Не умеют жить на равных. Таят в себе обиды десятилетия, топят неудачи, разочарования в себе и других в алкоголе. Да, разочарование - вот, пожалуй, главное слово, описывающее состояние людей. Разочарование в себе, в других, в стране, в жизни... Но разочарование, как известно, пропорционально ожидаемому очарованию. Значит снова - воспитание, тяжелое время, неправильный строй. И так, по кругу


Интересно было прочитать твои впечатления, Женя) Я на выходных, может, сподоблюсь отзыв свой составить, а пока - бегучая неделя выдалась.
Мне интересно, а как ты трактуешь сюжет "Вот бежит собака"? Чем, на твой взгляд, вызвано финальное поведение героя?

Кибиасы мне очень понравились. Именно тем фотографическим исполнением смятения души. Вот это тучей/ветром набежавшее безумие, очень круто сделано, на мой вкус.

Некрасивая - милый рассказ. Но чуть позже на подобный мотив Казаков напишет Маньку, и это исполнение будет наилучшим.

Трали-вали я очень высоко оценила. Пожалуй, для меня это чуть ли не вершина Казакова. При всей неприятности и даже гадливости для меня главного героя, это один из главных рассказов о "русской душе".


Спасибо, Даша! Жду твоей рецензии с нетерпением.

а как ты трактуешь сюжет "Вот бежит собака"? Чем, на твой взгляд, вызвано финальное поведение героя?


Там, вроде, просто. Вначале (в автобусе и снаружи) герой занят только собой. Предвкушает отдых. Не замечает горя другого человека. Да и как он мог заметить, когда именно от людей он и бежит на реку. А когда всё уже позади и герой отдохнул, у него освободились душевные ресурсы и он "прозрел". Ведь человек-то он не плохой. Понял, что мог (и должен был) как минимум помочь девушке. А, возможно, и для него самого это вообще был единственный шанс на счастье. Но упущенного не вернёшь...

Кибиасы мне очень понравились.


Да, атмосферно. По гоголевски.

Но чуть позже на подобный мотив Казаков напишет Маньку


Маньку не читал

Трали-вали я очень высоко оценила. Пожалуй, для меня это чуть ли не вершина Казакова. При всей неприятности и даже гадливости для меня главного героя, это один из главных рассказов о "русской душе"


Да, ты права. Наверное, омерзение и не позволило мне поставить выше оценку. Мощь Истории, Природы и Любви (всё с большой буквы), которую можно увидеть (стать частью, почувствовать) только напившись - это сильно.


А я трактую "Собаку" иначе. Я поняла, что он просто не узнал свою бывшую возлюбленную (мимолетный роман/встреча на раз и т.п.), и вот судьба их свела (недаром же она на него так испытующе смотрела и скрывала слезы, кривила рот), а он просто ее не вспомнил.


Нет, не думаю. Испытующе смотрела - ждала поймёт ли, спасёт ли её. Скрывала слёзы - гордость одновременно с горем...
Но даже если допустить твою версию, ничего особенно не меняется. Вначале эгоизм, погруженность в себя. Как у той собаки, что просто бежит по делам. А в конце - озарение, сожаление.