Больше рецензий

BlBird

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2020 г. 18:30

475

5 Крутые виражи Агаты Кристи

Вчера дочитала роман Мэри Уэстмакотт "Вторая жизнь" или "Хлеб гигантов". Да, еще и такое есть название у этого романа.
Когда начала его читать, а сцена, которой он открывается происходит в театре, дают музыкальное произведение, подумала, неужели Агата Кристи взялась за написание романа на музыкальную тему. Несколько позже, когда догадка стала подтверждаться, и наша автор всерьез взялась за описание музыкальной "утвари", я несколько запереживала, а не в чужой ли огород забрела писательница, ту ли тему взялась описывать, в которой она явно смыслит мало, но и тут мне вспомнилась недавняя рецензия на новый роман Дины Р. (не будем лишний раз рекламировать, думаю, все равно понятно о чьём романе речь), где читатель был настолько сведущ в истории и в целом хорошо осведомлен о жизни того времени, что ему не стоило большого труда подловить Дину на неточностях как исторических, так и фактологических, неверном использовании лексики и прочем, что не помешало этому читателю полностью оправдать автора и к тому же похвалить, закрыв глаза, да еще сознательно, на все нестыковки в романе! Вот это меня покорило.

Как человек не читавший последний опубликованный роман Дины Р. я для себя решила, что наверное все-таки наступает момент, когда репутация писателя начинает на него работать, напиши он хоть 3 страницы подряд нецензурщины или исторических нелепостей, все сойдёт с рук, ведь он Писатель с именем.

В случае с этим недетективным романом Агаты Кристи я для себя решила так: что ж, будь она автор с одного из самиздатовских сайтов, наверное крайне неумелое владение темой, на ниве которой стал подвизаться главный герой романа Вернон давно бы было подмечено ревностной когортой местных критиков, но поскольку Агата Кристи не автор самиздата, то и требования к ней другие: ей прощают многое - уже хотя бы потому, что она сейчас не Мэри Уэстмакотт, а мэтр английской литературы 20 века - Агата Кристи.

Написав все это и поставив роману высший балл, посвящу пару строк тому, почему же он мне понравился :)
Создав образ Вернона, Агата Кристи не намеревалась углубляться в тему музыки. Мне показалось, что для нее эта тема стала в большей мере декорацией, которая была специально возведена только для того, чтобы благодаря ей главный герой и одна из второстепенных героинь, но довольно важных, смогли выделиться среди других героев в романе. А какая профессия, поле деятельности обычно довольно сильно отличаются на фоне "обывательских" занятий - артистические: музыканты, художники, литераторы и другие подобные им. Нужно было создать духовный дом для героя, куда он смог бы погрузиться, потерять себя в нем, чтобы в то же время через него себя и реализовать.

Однако не все так просто и ближе к финалу романа Агата Кристи еще раз доказывает, что загадывание тайн и их распутывание её главный конек, и тут она устраивает читателю ловушку. Если мы думали, что это будет роман о жизни и становлении великого музыканта Вернона Дейра, то мы правы лишь наполовину, а одной из главных тем романа, правда , ближе к концу окажется тема памяти, прошлого, а также самоиндентификации, долга и чувств. Это очень интересный роман благодаря хитросплетениям тем, затронутых в нём. Все же не смогла верная детективщица Агата оставить читателя без тайн, перед самым, казалось бы, завершением истории нежданно-негаданно устраивает "фейерверк" для эмоций главных действующих лиц драмы жизни Вернона. Как они с этим справятся вы узнаете, прочитав роман. (Что касается меня, то это был такой поворот, который трудно и почти невозможно просчитать, я была поражена и одновременно еще раз признательна автору за умение создавать крутые виражи на путях героев книги).

Также хочется заметить, что это наверное один из самых русских романов Агаты Кристи, потому что действие его происходит в послереволюционной России 20-х годов! Эта книга была написана в 1930, а Кристи смотрит в будущее и предугадывает будущее устами одного из героев, говоря, что через какое-то время гражданская авиация разовьётся настолько, что люди будут летать из одного края мира в другой за несколько часов, а управление человечеством централизуется.

Для тех читателей, кто ожидает найти любовную линию в романе, она обязательно будет, да еще какая! Роман очень достойный. Он может быть не насыщен страстями бальзаковских героев и в нем недостает глубины психологизма Стендаля, но он явно носит отпечаток сознания своего автора - Агаты Кристи.