Больше рецензий

25 октября 2020 г. 12:46

1K

4.5 Про девочку Аню, книга №8

Есть несколько типов уютной, терапевтической литературы, которая помогает справиться с напряжением реальности и успокоить нервы. Для кого-то это детективы, для кого-то романтическое фэнтези, у кого-то детская литература (хоть тебе и немножко за тридцать). Цикл про "Энн Ширли", написанный Люси Мод Монтгомери, тоже является такой терапевтической литературой, которая помогает укрыться и успокоиться, по крайней мере первые семь книг. Восьмая книга выбивается из цикла как минимум потому, что этот цикл про Аню, но в конкретно этой, восьмой книге она почти отсутствует. Аня в романе конечно же есть, мы её наблюдаем, но очень редко и с эмоциональной точки зрения это самый неинтересный и самый блеклый персонаж книги. На первом плане у нас понятное дело Рилла и, как ни странно, домработница Сьюзан.

Сьюзан здесь в основном комический персонаж, через неё хорошо показано как меняется мир, меняется отношение ко многим вещам в обществе, но такие люди как она, а именно старая дева в возрасте шестьдесят плюс, остаются верны своим принципам и продолжает жить по правилам, которые вымирают уже в течение многих десятилетий. Часто благодаря этому персонажу у автора получается вводить интересные диалоги, саркастичные, сатирические. Нередко они напоминали мне шутки от вдовствующей графини из сериала Аббатство Даунтон.

Рилла подросток, который растет на наших глазах из юной школьницы в зрелую девушку. Она переживает свою первую серьезную любовь, как ни странно, воспитывает не своего первого ребенка, взрослеет, ищет свое место в мире. Она во многом противовес современному (для 1921 года) типу девушки, которая по мнению общества должна хотеть одного, но почему-то хочет совсем другого. Вообще, Рилла для меня очень сложный, во многой непонятный персонаж. Я в своей жизни не встречала подобных людей, поэтому мне было сложно ее прожить. Отдельную сложность добавляла форма романа. Если бы весь роман представлял собой дневник, я была бы сконцентрирована исключительно на внутреннем мире Риллы, но помимо дневника, повествование ведется так же от первого лица разных персонажей, либо от лица автора и это постоянно сбивает внутренний темп.

Больше всего удивляет, что основной акцент книги сфокусирован на первой мировой войне. Первые семь книг мы жили в камерном мирке, будучи сферическим конем вакууме, из-за чего вторжение мировых проблем выглядит по-настоящему шокирующим. Мы наблюдаем все четыре года этой войны, точнее, как канадские семьи переживали её, отправляя своих сыновей, братьев и мужей на войну. Мы наблюдаем за военными действиями из газет и телефонограмм, оставаясь в уютном доме, завтракая, обедая и ужиная, и совершая обычные будничные дела, осознавая что где-то за океаном идут боевые действия и кто-то из братьев, мужей, сыновей может не вернуться. Автору хорошо получилось передать это постоянное чувство тревоги, переживания и страха, таким образом уютная терапевтическая литература внезапно превращается в исторический роман, чья цель музеефицировать явление давно прошедшей эпохи. Но в конце, конечно же, роман вспомнит, что от него ждет читатель и все это даст.

За восемь романов очень сильно прикипаешь к этой семье, становишься её частью, переживаешь искренне каждую утрату и искренне радуешься каждому счастливому моменту. Если захочется поплакать - это книга полностью удовлетворит данную потребность. И помимо поплакать в книге очень много сильных эмоций и жизненных переживаний, наполняющих тебе изнутри жизненным опытом и новым уровнем эмпатии.

o-o.jpego-o.jpego-o.jpego-o.jpeg