Больше рецензий

RondaMisspoken

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 октября 2020 г. 20:53

739

4 Лихие английские литературные горки

Сложно не согласиться с утверждением, что настоящее искусство должно пройти проверку временем. При этом споры по поводу актуальности произведений даже тридцати-сорокалетней давности возникают раз за разом. Не добавляет оптимизма и рост читательского опыта, когда кажется, что можно легко предсказать все сюжетные ходы и известны все средства художественной изобразительности. Тем неожиданней эффект, который производит порой современная классика.
«Черный принц» – это роман некоего небезызвестного Брэдли Пирсона, публикация которого возложена на издателя Ф. Локсия. В книге автор предается воспоминаниям и описывает лето своего 58-летия, насыщенное круто изменившими его жизнь событиями. Все начинается с того, что оставив свою основную работу налогового инспектора, господин Пирсон решает отправиться в какое-нибудь укромное место для написания новой, четвертой по счету, книги. Увы, его светлым мечтам о спокойном времяпрепровождении наедине с великой музой не суждено сбыться. Когда чемоданы уже собраны, на пороге квартиры героя возникает уже давно забытый бывший шурин – брат его бывшей жены. Он спешит сообщить, что та, овдовев, возвращается в Лондон и намеревается встретиться с Брэдли. В это же самое время раздается телефонный звонок от старого знакомого и коллеги по перу Арнольда Баффина. Тревожным голосом он просит приехать друга к нему домой, т.к. беспокоится за самочувствие жены после бурной размолвки. Обычно раздражительный и некоммуникабельный писатель решает откликнуться на просьбу, прихватив с собой на всякий случай и шурина с медицинским образованием. Так начинается круговерть событий, которая в конечно счете хоть и приведет к написанию книги, но совсем иными тропами.
Эта книга – настоящий хамелеон: своими лихими сюжетными поворотами она меняет сразу жанр и стиль. Все начинается с обличающей определенный круг лиц сатиры в лучших традициях наследия английской литературы, затем превращается в нравственную мелодраму с любовными многоугольниками и витиеватыми переплетениями судеб, достигая в своей кульминации практически античной трагедии или, как минимум, шекспировской, чтобы резко упасть вниз до бульварного скандальезного детектива, а под конец снова вывернуть на ироничный реализм с человеческими несовершенствами. При этом не смотря на наличие строгой сюжетной развязки книга, читатель остается в луже неопределенности, смутно почесывая черепушку. Приходится снова провернуть в голове описанные события, припомнить детали и попытаться вынести свой собственный вердикт по поводу произошедшего. Чтобы от сюжетных кульбитов совсем не кружилась голова, в изобилии представлены лирические отступления, не слишком навязчивые, но достаточно объемные. Оправданием такого хода является цель объемного изображения главного героя, что позволяет лучше узнать его характер для понимания произведения в целом. Причем в этих рассуждениях Брэдли Пирсон не выставляет себя идеальным небожителем: его пороки, пусть и чересчур возвышенные местами, налицо вместе с вполне обычными выпадами раздражения, например. Для полноты картины он максимально полно описывает причины своих поступков: глупые и непрактичные, но совершенно искренние. В этом проявляется все мастерство Мердок: ни на минуту не возникает сомнений, что авторство произведения принадлежит мужчине, настолько качественная способность мимикрии у автора.
И эта характеристика только усиливает посыл романа, ведь он о любви в самом широком смысле этого слова. Особенное место здесь занимает любовь к самому слову, ведь главный герой – писатель. Тем для размышлений по теме можно найти более чем достаточно и в лирических отступлениях главного героя, и в беседах действующих лиц: искусство в разных его проявлениях, отношения и брак, психология воспитания, влияние на человека разных факторов и т.д. Но особенно интересно то, что не озвучивается явным образом и ставит читателя в тупик в самом конце романа: что же такое истина?! Сразу вспоминается картинка с цилиндром и проекциями его разных сторон: истина и правда. Правда, по классике, у каждого своя, а вот об истине остается только гадать. Конечно, главный герой необъективен в описании чужих поступков, а тем более их трактовке, но зато честен в передаче собственных эмоций и не опускается до перехода на личности. Это вызывает определенное уважение к нему в отличие от других участников событий, впечатление от которых портится обратно пропорционально количеству прочитанных страниц. С другой стороны, сумма всех этих правд разной степени искажения дает полноценную истину. Она не имеет однозначной оценки, как и герои, зато вполне реальна и со своими уроками. Как в жизни.
8/10
Рекомендуется: когда хочется нескучно подумать о возвышенных материях.
Опасно: при аллергии на все английское.