Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2012 г. 11:22

9K

5

Believers prefer to be right than correct

"Predator & Prayer", The Agonist

Великолепнейшая, обладающая громадной объяснительной силой книга. Сразу оговорюсь, что являюсь убеждённым атеистом, и поэтому мой восторг от книги довольно предсказуем, а оценка в некотором роде предвзята. Тем не менее, размышления автора позволили мне глубже и лучше понять собственные убеждения и причины, по которым я не верю в бога.

Главное достоинство книги в том, что Докинз ничего не декларирует и не постулирует. Никакого назидательства и абсолютных утверждений. Наоборот, автор предлагает сомневаться во всём, в том числе и в изложенных им аргументах. В этом и заключается интеллектуальная свобода личности. Со стороны может показаться, что книга является в некотором роде нападками на религию, но, по-моему, конструктивная критика и здравые сомнения ещё не мешали ни одной верной гипотезе.

Однако в ходе чтения практически нельзя не прийти к выводу, что гипотезу существования бога верной назвать нельзя. На протяжении книги Докинз касается большинства наиболее интересных аспектов проблемы веры и неверия. Целая глава посвящена разъяснению разницы между агностицизмом и атеизмом, далее автором рассмотрены основные теологические доказательства существования бога. Первосходный биолог, Докинз также объясняет суть естественного отбора, рассказывая, как её ложное понимание мешает многим верующим понять предлагаемые наукой объяснения. Автор также предлагает ряд объяснений происхождению религии и причин, по которым большинство людей склонно к ней. Немало внимания уделено и проблеме нравственности и тому, действительно ли наши представления о добре и зле проистекают из Библии, Корана и других священных книг. Все аргументы и объяснения изложены просто и красочно, для их понимания не требуется никаких специальных знаний. Язык Докинза наглядный и убедительный, он часто прибегает к сравнениям и аналогиям, делающим рассуждения понятными и логичными.

Основное достоинство книги - её способность заставить человека сомневаться и искать действительно рациональные причины верить в вещи, которые ранее принимались бездоказательно. Хотя я и был согласен с автором практически во всём, некоторые моменты, например, отношение к абортам, заставили задуматься и меня. Действительно, когда все вокруг исступлённо твердят одно и то же, трудно подумать о проблеме критически - поначалу сама мысль об этом может показаться дикой. Но в том-то и дело, чтобы научиться отделять собственное, основанное на фактах и опыте мнение от вбитых кем-то установок. Не могу сказать, что Докинз убедил меня до конца, но теперь я уже не уверен, что аборт обязательно эквивалентен убийству.

В общем, книга обязательна к прочтению для всякого критически мыслящего человека, в том числе и верующего. В конце концов, если вы действительно уверены в своей вере, вам ни к чему избегать критики и закрывать глаза на возражения, не так ли?

Ветка комментариев


Так же много и указаний на то, как церковь помогает обрести утешение, спасает и защищает.
Но нормальные люди™ не верят в эти вещи. Почему? Правильно, потому что все это «сказки тронутых фанатиков».

Атомная война — это извращенная идея мирного атома. Безудержное потребление — это извращенная идея всеобщего достатка. Тут ничего не поделаешь: вышеупомянутый народ, великий и ужасный, способен извратить любое начинание. Но вина тут лежит на людях, а не на начинании.

Религия не учит нас тому, что Х больше нигде нет — она говорит нам, что Х есть в наших сердцах, в нашей памяти, а еще он смотрит на нас вон оттуда. И вот это, может, все-таки легче принять.


Я и говорил о том, что концепция загробной жизни помогает смириться с утратой. Именно это мне и кажется самой хорошей вещью в религии - способность утешать. Книга Докинза в некотором роде и нацелена на то, чтобы читатель прекратил себя вести, как часть вышеупомянутого великого и ужасного народа, а стал бы думать за себя и поступать так, как велит ум и сердце. И если читатель сам придёт к выводу, что аргументы Докинза несостоятельны (не потому, что он еретик и богопреступник, а потому, что так подсказывает логика), то так тому и быть.