Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 июня 2012 г. 11:22

9K

5

Believers prefer to be right than correct

"Predator & Prayer", The Agonist

Великолепнейшая, обладающая громадной объяснительной силой книга. Сразу оговорюсь, что являюсь убеждённым атеистом, и поэтому мой восторг от книги довольно предсказуем, а оценка в некотором роде предвзята. Тем не менее, размышления автора позволили мне глубже и лучше понять собственные убеждения и причины, по которым я не верю в бога.

Главное достоинство книги в том, что Докинз ничего не декларирует и не постулирует. Никакого назидательства и абсолютных утверждений. Наоборот, автор предлагает сомневаться во всём, в том числе и в изложенных им аргументах. В этом и заключается интеллектуальная свобода личности. Со стороны может показаться, что книга является в некотором роде нападками на религию, но, по-моему, конструктивная критика и здравые сомнения ещё не мешали ни одной верной гипотезе.

Однако в ходе чтения практически нельзя не прийти к выводу, что гипотезу существования бога верной назвать нельзя. На протяжении книги Докинз касается большинства наиболее интересных аспектов проблемы веры и неверия. Целая глава посвящена разъяснению разницы между агностицизмом и атеизмом, далее автором рассмотрены основные теологические доказательства существования бога. Первосходный биолог, Докинз также объясняет суть естественного отбора, рассказывая, как её ложное понимание мешает многим верующим понять предлагаемые наукой объяснения. Автор также предлагает ряд объяснений происхождению религии и причин, по которым большинство людей склонно к ней. Немало внимания уделено и проблеме нравственности и тому, действительно ли наши представления о добре и зле проистекают из Библии, Корана и других священных книг. Все аргументы и объяснения изложены просто и красочно, для их понимания не требуется никаких специальных знаний. Язык Докинза наглядный и убедительный, он часто прибегает к сравнениям и аналогиям, делающим рассуждения понятными и логичными.

Основное достоинство книги - её способность заставить человека сомневаться и искать действительно рациональные причины верить в вещи, которые ранее принимались бездоказательно. Хотя я и был согласен с автором практически во всём, некоторые моменты, например, отношение к абортам, заставили задуматься и меня. Действительно, когда все вокруг исступлённо твердят одно и то же, трудно подумать о проблеме критически - поначалу сама мысль об этом может показаться дикой. Но в том-то и дело, чтобы научиться отделять собственное, основанное на фактах и опыте мнение от вбитых кем-то установок. Не могу сказать, что Докинз убедил меня до конца, но теперь я уже не уверен, что аборт обязательно эквивалентен убийству.

В общем, книга обязательна к прочтению для всякого критически мыслящего человека, в том числе и верующего. В конце концов, если вы действительно уверены в своей вере, вам ни к чему избегать критики и закрывать глаза на возражения, не так ли?

1 2 3 4

Комментарии


Спасибо за рецензию, она отличная! Обязательно прочитаю книгу этим летом.


МММ. надо бы почитать. я не аттеист - мне как раз это интерестно.


Что характерно, все богословские споры сводятся к тривиальному «верю/не верю». Вопросы же о самом предмете веры: что такое бог, какова его природа и функционал, - как правило, остаются за кадром.
На мой взгляд, для того, чтобы рассуждать о боге, нужно иметь некий трансперсональный мистический опыт, хотя и он может статься всего лишь галлюцинацией. Всё остальное: голое теоризирование, софистика и риторика. Плюс желание человека сделать жизнь проще и понятней, вписав её в рамки конкретной системы мировоззрения (религия, атеизм, агностицизм). Кому ж охота быть сферическим конём в вакууме?...


Ну да. сложно рассуждать о 4-х мерном пространстве живя в трехмерном :)


Отличная рецензия.


ого, сколько комментариев. что, и правда такая интересная книжка?)) или в ней есть что-то, о чем никто здесь не знал, или не нашел в себе самом ответов?

а мне симпатичен буддизм)))

Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть. Дзен


Понравилась рецензия и захотелось прочитать книгу.
Я не верю в бога и не буду утверждать, что обладаю достаточным терпением по отношению к религии и людям религиозным. Есть в интернетах забавная картинка на эту тему - про "только не суйте это в глотку моим детям". В общем, кто видел, тот понял, о чём я =)
Тем не менее книгу я читать не смогла. Я сейчас скажу имху, за которую ловить мне тапки, не иначе, но вот лично у меня сложилось впечатление, что автора мучил суровый баттхёрт)

Со стороны может показаться, что книга является в некотором роде нападками на религию, но, по-моему, конструктивная критика и здравые сомнения ещё не мешали ни одной верной гипотезе.



Вот да, нападки я как раз и увидела. Конструктивную критику - нет. (И это при том, что я разделяю мнение автора!) Может быть, до неё я просто пока не добралась, как-нибудь попробую продолжить чтение. Опять таки не берусь говорить о книге в целом - это только впечатление от первых пятидесяти страниц. У меня и других претензий много возникло, но об этом надо писать подробно - если соберусь дочитать до конца.

Ну а так лично у меня ощущения ровно такие же, как от некоторых религиозных книг - "все дебилы кроме Я".

Очень хочется на эту тему прочитать что-то логично-рациональное и беспристрастное. Это не тот вариант.


Забавен логический ряд на картинке: ...ислам - христианство - даосизм - земля. Напоминает игру - найди лишнее.


Показать текст комментария

Я даже не знаю, дорогие. Больно как-то атеистом быть, неправильно. Пустота такая. Для тебя все просто "хоп", т.е. тебя нет. Ничего нет. Пустота. Нет, ее тоже нет. Я даже не знаю... плохо так жить - ненормально как-то.
Вера в Бога - это величайший дар, который можно вымолить, выплакать, выстрадать. И это только начало настоящей жизни. Конечно же я получу свои "минусы".
Я православный христианин, действительно считаю Христа - воплотившемся Богом, верю в Святую Троицу - сказки, да, ребят? Я ведь очень счастлив - это так, между нами. Я видел Бога, отраженного в глазах молитвенников-старцев. И никакие тома книг, утверждающие отсутствие Господа (а откуда, Он, простите, появится в душе у таких скептиков, признающих "божество науки") не убедят меня в обратном, пусть хоть весь мир обратится в атеизм, будизм, ислам или прочее.
Это ведь проблема века: что встало на то место, которое должно принадлежать Творцу по определению? Какая-то зияющая дыра, сосущая пустота и сквозящее отчаяние... Ведь первые христиане умирали за Веру, лилась их мученическая кровь, но были живее живых - ангелы во плоти. А тут - культ рационализма и материализма все отмел в сторону: "не надо нам пережитков прошлого". Все эти книги об атеизме - рассуждения грудничков, о существовании жизни за пределами их кроватки. А ведь жизнь есть, и какая...

Свернуть

ИСТИНА?

Вот они, стоят на пороге. Бледные. Тощие. И, даже не успев поздороваться, уже улыбаются. Ласково так, но от этой улыбки сразу становится не по себе. Да что же такое они вам прощают? Что такого они про вас узнали, чтобы заранее награждать вас этим слащавым отпущением грехов, этой лживой любезностью? У Него ассирийская бородка, узкая, скромная, но вместе с тем выхоленная. В руке Он держит старомодный портфельчик, папку для бумаг из черного кожзаменителя с выдвижными ручками. А Она словно полностью сосредоточена в нежнейшем взгляде небесно-голубых глаз. Тела не существует. Вся Она - лишь взгляд, исполненный ледяной и бесплотной доброты. Вы знаете, кто они. Они знают, что вы это знаете. Должно быть, потому и топчутся на половике, осторожно и нерешительно, в благостном молчании.

В конце концов Он переходит в наступление, а Она, слегка наклонив голову, тем временем явно затачивает острия своих зрачков.

- Мы зашли к вам, чтобы спросить, хотите ли вы узнать истину.

В этот день вам предстояло побегать по делам, кое-кому позвонить. Истина в ваши планы не входила. И вот теперь она встала у вас на пороге, скрывшись под незабудковым взглядом и ассирийской бородкой! Истина... Но бледный до синевы бородач жестом фокусника уже вытаскивает из своего портфельчика брошюрку с цветными картинками, и от вашей любезности вскоре не остается и следа. Знакомы ли вы с учениями, которые призваны изменить судьбы мира? Да-да, и даже более того, вы имеете наглость с ними не соглашаться. Но вы готовы, по крайней мере, вступить в диалог? Нет-нет, никаких диалогов, никаких вступлений, и тем хуже, если карающий Бог унесет меня на вечные муки прямо сейчас, с этого половика, в глупейшем положении и со словами отказа на губах.

Тонкие губы в обрамлении бородки горестно кривятся в вымученной улыбке. В голубых глазах утихает гроза. Снисходительность к вашему тупому и упрямому нежеланию понимать начинает вас злить. Молния на папке задергивается, подводя тем самым черту, бесповоротно обрекая на погибель вашу душу и выправляя ваш готовый рухнуть день, на что вы уже и не надеялись. Барьер половичка преодолен не будет, истина удаляется. Какое счастье после всего этого вновь погрязнуть во лжи!


И кажется, уже все успели поставить домофоны, чтобы никто не пролезал... так нет. Они еще звонят по телефону и начинают...Бросаешь трубку - звонят снова, "включаешь истеричку" - с расшатанными нервами, это раз плюнуть и они замолкают на месяц, потом снова...
И почему все нас хотят спасти? Мы и так живем как в конце света - света во дворах нет, земля проваливается из-под ног, ощущение, будто ты не в тихом пригороде, а в Исландии, в долине гейзеров, квартиры тесные, по телевизору освещение событий на Востоке, Ближнем и Дальнем - где кровавей


нормально так жить, вполне. мне, например, не больно и не пусто(и умирать за веру не надо, гг). нам с рационализмом и материализмом вполне комфортно :)
а вместо того, чтобы думать, что со мной будет ПОСЛЕ, я стараюсь что-то получать от жизни и наслаждаться этим ДО. в этом и вижу смысл этой самой жизни. а не в надежде на что-то очень хорошее и светлое после смерти.


Слова «вера» и «исцеление» на греческом языке имеют один и тот же корень. Верить - значит найти цель и смысл жизни, определить свое место в мире, увидеть путь, ведущий к этой цели, лежащей за пределами земного бытия. Существует два мировоззрения: одно из них считает мир огромным бездушным механизмом, неизвестно кем пущенной в ход машиной.

На одной из пылинок этого огромного конгломерата космических тел случайно возник феномен, называемый жизнью. Сочетание атомов и молекул, получивших способность передавать свой структурный план другим системам, принесли нам этот сюрприз. Бессмертия нет. Жизнь, подобно искре, вспыхнув во мраке космической ночи, угасает и исчезает; человек рождается, словно для того, чтобы, осознав свою обреченность, бессилие и бессмысленность жизни, уйти в страну смерти, откуда нет возврата, где сознание и чувство навсегда угасают во мраке могилы, в бездне небытия.

Это мировоззрение глубоко пессимистично. Оно не дает никаких нравственных идей и волевых стимулов, оно только обещает человеку иллюзорную свободу тем, что снимает с него чувство ответственности за прожитую им жизнь. Если жизнь случайна и бессмысленна, то перед кем и за что отвечать человеку? Если сам человек всего лишь структурное соединение атомов и молекул, управляемое биотоками, то кого любить? Биомашину?

Перед кем нести нравственную ответственность? Перед детерминизированным автоматом, действия которого обусловлены полученной и переработанной им информацией?

Тупик. Такая жизнь пустота пустот и тупик тупиков. Простите мою навязчивость.


За полным комментарием отсылаю сюда.


Какой восхитительный мордобой.
Спасибо вам, Elessar , и за эту рецензию, и за ссылку на Лопухина - я поняла, что для чтения Докинза мне стоит почитать что-то еще. Лопухин выглядит вполне авторитетным богословом.


А разве данный автор не предлагает вам свой "трафарет" мира? А теизм - это тоже трафарет.

1 2 3 4