Больше рецензий

BelJust

Эксперт

по лени и унынию

8 ноября 2020 г. 12:56

1K

4

Я люблю магический реализм, но, к сожалению, не так часто встречаются книги, в которых бы невероятное было бы органично вплетено в ткань обыденного, не вызывая диссонанса. И, пожалуй, эта книга — тот редкий случай, когда магия и реальность, абсурд и история, поднимающиеся из могил мертвые и отчаянные, но не отчаявшиеся живые, столь удачно соседствуют с друг другом. Здесь можно обнаружить много параллелей с Маркесом и его небезызвестным "Сто лет одиночества", однако сходства присутствуют скорее на уровне атмосферы, каких-то еле уловимых оттенков, и не мешают воспринимать "Красоту" как полностью самостоятельную и самобытную историю.

В центре повествования — жизнь и смерть трех поколений одной крайне причудливой семьи смешанных кровей, потомков голландских колонизаторов. Фоном — различные исторические события: оккупация японскими войсками, борьба за независимость Индонезии, обвинение коммунистов в государственном перевороте и их последующее истребление. Однако историческим романом это назвать сложно, ибо без хотя бы очень поверхностного знания контекста происходящих событий разобраться, что, когда, по каким причинам творится и почему над всем этим безобразием витает призрак коммунизма, едва ли возможно. С экзотическим колоритом примерно то же самое: есть детали и термины, но погружение максимально поверхностное для тех, кто "не в теме".

Не исключено, я упустила множество аллюзий и попыток автора донести что-то через метафоры, но могу предположить, что через судьбы Деви Аю и её дочерей раскрывается и судьба Индонезии, небольшого государство, на которое посягали многие, от иностранных захватчиков до собственных партизан, которые тоже не отличались ангельскими нравами. Но если Деви Аю производит сильное впечатление, несмотря на её род занятий, то первые три её дочери показаны какими-то одинаковыми объектами для вожделения, как и Ренганнис. То, что красота не приносит счастья, вынесено даже в название романа, но, на мой взгляд, раскрыто слабо. Потому что уродство и внешняя непривлекательность — не гарантия счастья, как показывает роман. Потому что дочери Деви Аю, хоть и низводились большинством окружающих их мужчин до образов из похотливых фантазий, неодушевленных и лишенных самосознания, но либо вообще не пострадали из-за своей внешней привлекательности, либо пострадали, но не из-за красоты, а из-за сознания собственной вседозволенности некоторых мужчин. Вот, кстати, проблему насилия автор раскрывает отлично, показывая, что на принуждении и обмане ничего хорошего не построишь, что "не сдержался и изнасиловал" — это не любовь, что деление на "тех, кого любят" и "тех, кого хотят" — тупиковый путь, который может обернуться большим несчастьем.

В целом, добротная семейная сага, способная бегло ознакомить с некоторыми историческими событиями и культурными особенностями Индонезии. Магия, неожиданные связи между, казалось бы, совершенно разными нитями, впоследствии образующими единый закрученный клубок, щедрые описания сцен жестокости и заметный акцент на эротике, запретных и аморальных страстях.

Книга прочитана в рамках игры "Собери своего идола" (аниме Игры).