decembrist_forever

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 ноября 2020 г. 12:56

445

4.5

В последнее время много читаю о русских женщинах, и постоянно возникал немой вопрос - а где деревня, которая долгое время составляла большинство населения России, как мужского, так и женского? Казалось несправедливым, что деревенских женщин так много, но все они остаются немыми. Эта книга - результат исследования двух таких разных авторов - отличное средство заполнить лакуну, хотя, разумеется, не на 100%.

Книга представляет собой внушительное междисциплинарное исследование на стыке истории, этнологии, фольклористики, культурологии и социологии. Теоретическая база работы, конечно, впечатляет, приведены ссылки на концепции самых разных ученых, от Бурдье и Фуко до специалистов в области фольклора. Плюс ко всему прочему обширный инструментарий проиллюстрирован материалом полевых исследований, и именно отрывки из интервью с самими женщинами стали для меня самым интересным элементов в книге. Приведу обширную цитату:

Дальше...

В другой деревне, двумя годами ранее, я отправилась с одной из крестьянок на поскотину. Я пришла к ней домой по предварительной договоренности – нам сказали, что ее приглашают обряжать покойников, и я намеревалась поговорить о похоронном обряде. Но она очень скоро заторопилась к телятам, и я пошла вместе с ней. И вдруг она сказала: «Последний год корову держу!» Она посмотрела на меня испытующе, как будто это была проверка, и с интересом стала ждать моей реакции. Мы очевидным образом говорили не о корове, а о чем-то другом, но я не знала о чем. Тем не менее я спросила ее почему. Мой вопрос разочаровал ее – это была неправильная реакция; она была мной недовольна, потеряла ко мне интерес и отказалась от дальнейших разговоров. Причина моего коммуникативного провала стала ясна позже: проведя три недели в разговорах с местными жителями, я узнала, что эта шестидесятисемилетняя женщина живет с «сожителем», который на двадцать пять лет моложе нее, и что она «увела» его от жены. Решение не держать корову было признанием собственной старости, отказом от большины и переходом в статус старухи, что предполагало завершение сексуальной жизни. Отказ от содержания коровы – не только экономический, но и символический акт. Для моей собеседницы признать себя старухой отказом от коровы – при том что у нее был молодой любовник – было заведомой ложью. Объявляя мне о своем решении не держать больше корову, она проверяла меня на знание конкретной ситуации и общую «женскую» компетентность. Я не прошла испытание: не знала, что означало ее заявление.


Это-то меня и поразило, насколько неоднородно общество: вроде у всех общая история, все говорим на одном языке, но при этом живем словно бы в разных мирах. Не понимаем друг друга, словно инопланетяне.

Не могу сказать, что после прочтения этой книги я вдруг обнаружила в себе любовь к фольклору (он меня никогда не интересовал, к сожалению, однако было захватывающе узнать больше о том, как собирали фольклор и как гендерные стереотипы влияли на его изучения) или преисполнилась деревенских традиций, возжелав отправиться в село Красное, так часто упоминаемое в книге. Но все же невозможно прочитать эту книгу и следовать устоявшимся суждениям о том, что традиционная культура - отсталая, а отказ от нее - несомненное добро. По сути, книга выполняет роль, так или иначе свойственную всем хорошим научным работам: делает читателя чуть менее зашоренным, чем он был до этого.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!