Больше рецензий

16 ноября 2020 г. 23:29

635

4

Первым делом предупреждение: у романа огромное предисловие, которое абсолютно никак не относится к делу и представляет собой отповедь критикам. Многие мысли из него показались мне вполне разумными, но в принципе предисловие спокойно можно пропустить.
Сама книга очень любопытна, у меня мнение успело несколько раз поменяться за время чтения. Начало показалось мне несколько занудно, многословно и витиевато (к витиеватости пришлось привыкнуть), а ещё страшно раздражал главный герой. Роман по большей части состоит из писем этого самого героя - молодого дворянчика, непризнанного гения сразу в нескольких видах искусств, страстного поклонника женской красоты, но почему-то до сих пор без возлюбленной. Вот он в письмах к другу и изливает свои страдания, а также рисует свой идеал женщины. Мне практически сразу захотелось, чтобы ему попалась какая-нибудь Милдред из "Бремени страстей человеческих"... Готье, конечно, не Моэм, но в некотором роде герой своё получил.
Интересно мне стало после того, как героя наконец настигла любовь. Сначала показалось, что автор круто над ним издевается, потом оказалось, что он таки нашёл свой идеал, ещё потом - что и это обман... В общем, нарисовались повороты сюжета, а главное, появилась героиня, чьим именем назван роман. Вот мадемуазель де Мопен оказалась для меня настоящей головоломкой. Поначалу я думала, что её роль - быть противопоставленной герою (плюс против минуса, ну вы поняли), но нет. Или у автора и не было такой цели, или он её как-то странно воплотил, но я решительно не вижу между ними принципиальной разницы, помимо того, что героиня гораздо умнее. Да, что-то такое где-то в тексте декларируется, но, по-моему, не подкрепляется (цитаты приводить не буду, ибо получится спойлерная простыня).
Соответственно, к финалу я уже не столько ожидала развязки (а развязка вышла красивая), сколько ломала голову над точкой зрения автора. По вопросам насчёт любви, красоты и женщин с персонажами романа можно хорошенько подискутировать, а за кое-какие высказывания феминистки героя десять раз бы сожгли (я не считаю, что мнение автора всегда совпадает с мыслями героев, если что). И мадемуазель де Мопен можно назвать суперсовременной героиней во многих отношениях, это уж точно. Но можно ли её назвать выразительницей мыслей автора, и если да, то насколько? Не хочется думать, что некоторые идеи, от которых меня покоробило, автор разделяет с героем и героиней... Буду надеяться, что я просто не заметила иронии.
В общем, если вас не пугает эпистолярный жанр, высокопарный стиль со множеством завитушек, диалоги, от которых язык сломаешь, и несколько неожиданная эротика в финале, прочитайте и не забудьте рассказать, что вы об этом думаете.

Игра в классики, тур 15.