Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 ноября 2020 г. 21:53

1K

4 Прелесть японского детектива

Прелесть этого сборника в том, что он собрал в себе самые различные криминальные расследования – как по характеру дел, так и по объёму повествования. Два небольших романа, несколько повестей и рассказов – всего восемь произведений. Здесь жертва и подозреваемый самым неожиданным образом меняются местами. В романе «Точки и линии» всё построено на мельчайших вниманиях к деталям. В третьем случае («Маленькая гостиница» того же Сайтё Мацумото) повествование ведётся от лица преступника, тщательно планировавшего, совершившего преступление, а затем всеми способами запутывающего дело. Так что в последнем случае ломать над делом голову читателю явно не приходится. В рассказе Тору Маёси по следу преступника идёт журналист, который случайно связан с самим убийцей. Поэтому здесь каждый может найти свой любимый сюжет. Я же не буду останавливаться на каждом из восьми произведений, расскажу лишь о наиболее ярких и оригинальных из них.

«Дело о четырёх минутах» - роман Сайтё Мацумото «Точки и линии».
Есть в Японии одно таинственное и загадочное место, которое так и притягивает к себе тех, кто желает расстаться с жизнью. Его так и называют – «Лес самоубийц». Однажды холодным январским утром там находят парочку, принявшую яд. Вердикт скор и очевиден – самоубийство по сговору из-за обречённой любви. Только есть здесь что-то, что кажется детективу Киити Михара подозрительным. Ряд деталей, нестыковок, слишком гладких показаний. И главное – никто и никогда не видел официантку О-Токи и чиновника из министерства Кэнити Саяма вместе. Того самого министерства, в котором совсем недавно разгорелся коррупционный скандал. Так дело из бытового превратилось в криминальное и даже политическое. Нужно отдать должное, автор хорошо умеет запутывать и создавать непростые дела. Все эти многочисленные расписания движения электричек, бесконечные даты, числа и минуты… От точки к точке, линии, их соединяющие. Даже голова идёт кругом. При этом странно, как сам Сайтё Мацумото в этом не теряется.

В некотором роде дело напомнило мне одно из многочисленных расследований небезызвестного лейтенанта Коломбо. Детектив довольно быстро выходит на след предполагаемого преступника и всячески старается доказать его виновность, но раз за разом алиби того подтверждается. В действительности ли виновен Ясуда в отравлении, или же он стал невольной жертвой более хитроумного махинатора? Ответ оказался довольно простым, хотя и неожиданным. Думаю, роман понравится любителям головоломок. Так здесь много улик, подозреваемых и противоречивых показаний. А главное – практически каждый под подозрением. От того и читается он очень медленно, вряд ли «Точки и линии» - простое развлекательное чтиво. Интересно, что сюжет основан на реальном криминальном расследовании, имевшем место на гористом Касийском взморье в 1957 году, о чём есть примечание самого автора.

«Маленькая гостиница» - своего рода энциклопедия преступления. Здесь довольно находчиво описано, как нужно планировать и совершать преступление. Только вот как всегда – подводят мелочи. Ревнивый и уже не молодой владелец преуспевающей фирмы давно заподозрил своего зятя Дзюндзи в неверности. Мало того, что тот систематически изменяет Ацуко в «домах свиданий», так ещё и наплевательски относится к своим обязанностям, кутит семейным бюджетом, позорит их род. Иного выхода нет – нужно избавиться от нерадивого родственничка. При этом сыграть стоит на его слабостях. Так и рождается у старика – любителя каллиграфии хитрый план убийства.

Читается произведение очень легко. Немалая заслуга в этом некой самоиронии самого персонажа, наивной доверчивости других. Мне слабо верится, что тому под силу было всё провернуть в одиночку в его-то годы, да ещё незаметно привлекая при этом свою знакомую Таэко Хоздё. Повествование ведётся от первого лица и развивается очень живо, не тормозит на месте, как в иных расследованиях из сборника. Жаль только, что рассказ так быстро кончается. Хотя, может, в этом также есть свой плюс.

«Кто она, жертва?» – повесть Эдогава Рампо «Дьявол».
На первый взгляд может показаться, что перед нами расследование с неким религиозно-мистическим налётом. Благо автор в этом не новичок. Однако дело оказалось самым жизненным. Затерянная между горами деревушка в префектуре Нагано. Страдающий от нехватки идей писатель детективных романов Сёити Тономура коротает свой отпуск и всячески пытается преодолеть творческий кризис. Перед самой отправкой домой вместе с другом он набредает на истерзанный до неузнаваемости труп, в котором по кимоно узнают Цуруко – местную красавицу, богатую девушку, до того же собирающуюся вот-вот выйти замуж. И не за кого-нибудь, а за Ооя – того самого друга писателя. Поэтому дело обретает для Тономура личный оборот.

В целом сюжет незамысловат и довольно избит, если только не считать некоторых рокировок. Глупые следователи, погони по крышам электричек, сомнительное алиби, и вызывающие недоверие свидетели. Всё это мы встречали в приключенческих детективах не раз. Однако автор настолько легко и увлекательно ведёт расследование, что погружаешься в него целиком. Я бы даже сказал, что это классический случай детектива, жалко только, что национального колорита в нём не ощущается. Интересно было бы познакомиться с дальнейшими делами этого писателя детективов Сёити Тономура.

«По следу преступника» – Тору Миёси «Ангельский перезвон».
Группа журналистов от безделья коротает вечер за игрой в маджонг. Привычные перепалки, разговоры о девушках, ставки… Всю эту идиллию прерывает весть об убийстве известной актрисы Йоко Минэ в номере отеля. И вот уже опытный репортёр вместе с начинающим коллегой Нино идёт по следу преступника.

Произведение очень хорошо передаёт даже не столько жар расследования, сколько саму атмосферу постоянного соперничества между коллегами-журналистами. Все эти хитрости и уловки, обманы и недомолвки. Приёмчики, с помощью которых наш герой проникает через оцепление на место убийства, берёт показания у свидетелей. А ещё меня заинтриговала линия между Нино и его «случайной» знакомой, что постоянно напрашивается на анонимные свидания. Как оказалась – далеко не последняя в деле. Вообще, с точки зрения логики в деле много непонятного. Убийство из-за ревности, причём абсолютно постороннего? Такое подойдёт разве что для детективных рассказов, но никак не реальной жизни. Финал оказался открытым, и в этом есть своя изюминка.

Закончив своё знакомство со сборником, в очередной раз убедился – японская литература, даже детективная, значительно отличается от Западной. Здесь всё пропитано природой и человеком. Герои буквально любуются закатом природы, бесконечным сельским пейзажем на фоне железнодорожных путей, роют могилу, наблюдая за сакурой… Совершая каждое из убийств, они хоть и руководствуются личными мотивами, но думают совсем не о себе. Отец избавляется от зятя ради блага дочери, чиновника устраняют, заботясь о лице компании. И даже преступники у японских авторов по-своему милы и наивны. Здесь нет излишней жестокости, злобных и корыстолюбивых маньяков, ревнивых подонков, заботящихся о своём благе – чего так много в американской и европейской литературе. Зато хватает удивительных мелочей. Кажется, будто время остановилось, когда проникаешь в глухую уединённую деревушку на отшибе вселенной, бродишь по «лесу самоубийц» или погружаешься в мир художника Нитты, преданного всеми и создавшего свой «волшебный фонарь».

Прочитано в рамках Книгомарафона и Книжной полки, 70 тур.