Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

30 июня 2012 г. 06:23

103

5

Творчество братьев Стругацких отличается от творчества многих других авторов в том числе и тем, что их книги только выигрывают от каждого последующего перечитывания. Потому что при каждом последующем перечитывании обращаешь внимание уже на какие-то другие слова и реплики героев и авторов, на те, которые раньше проскользнули мимо нашего сознания и остались непонятыми, или были восприняты как незначимые и незначительные. И тогда открываются новые глубины смыслов и их подтекстов, новые смысловые ходы и слои. В том числе возможно и такие, о которых не подозревали сами Авторы.
Именно к такого рода книгам АБС можно отнести эту повесть, на мой взгляд одну из самых значимых и сложных для понимания и приятия. При первом прочтении она воспринимается как описание некоего странного по устройству Мира (я самым серьёзным образом при первом чтении книги занимался тем, что пытался мысленно представить себе всю его странную геометрию и геодезию, географию и вообще всё Мироустройство в целом — в конце-концов в моём представлении сложился образ этакого материального тора, или бублика, если хотите).
Затем, уже в более зрелом возрасте, меня поразили размазанные и разбросанные по всему тексту последней части размышления авторов (вложенные ими в уста Изи Кацмана) о храме человеческой культуры. Поразили и вдохновили настолько, что я попросту взял книгу и методично выписал все эти кусочки, собрав их в единое целое, а потом поделился этим текстом со знакомыми учителями и другими людьми, которые сами вряд ли стали бы читать фантастов Стругацких, но которые, по моему разумению, были способны и понять и принять эти рассуждения и размышления, и каким-то образом использовать потом этот текст в работе с подростками и юношами.
Последнее, теперешнее чтение/слушание книги привело меня к размышлениям о сути подтекста книги, об Эксперименте... Ведь в сущности — убери всю эту фантастическую подоплёку, и сразу окажется, что это все мы попали в один громадный и всеобъемлющий Эксперимент. Что это всё происходит со всеми нами, здесь и сейчас. Что это среди нас живут и растут будущие диктаторы "фрицы гейгеры", палачи и фашисты "румеры" и бесконечно совестливые "дональды", непритязательные "ваны" и проницательные "кацманы". Что это я сам "андрей_воронин" по своей сути, по готовности подчиняться почти любой, кажущейся какой-то на первый взгляд здравой идее, и по недальновидно-близорукой "способности" не видеть за "деревьями леса" и не различать "в лесу отдельные деревья". И что погоня за всеобщим и равным для всех "счастьем" приводит только к сытой успокоенности и бездуховности, потому что отобрав от людей заботу о хлебе насущном и НАДсущном, никто и никогда ничего взамен не предлагает и не даёт. И потому вновь появляются на улицах и площадях самосожженцы и самоподрывники, "протестанты" всех мастей и политических взглядов. И что сколько бы не двигался в ту или иную сторону технический и технологический прогресс (вот ещё тоже вопрос — а прогресс ли это, то, что происходит с человечеством?), сущность человеческая от поколения к поколению не меняется сколько-нибудь значительно. И по-прежнему каждый из семимиллиардного населения планеты проходит путь созревания по давным-давно известному биологическому "маршруту" — Яйцо– Личинка–Гусеница–Имаго, но по-прежнему вовсе не каждый доходит до вершин социальной и психологической зрелости. И потому эта книга остаётся актуальной и сейчас, спустя почти 40 лет после своего появления на свет. И, вероятно, будет актуальной и далее...
Несомненно 10 из 10, и несомненно в "любимые".

Комментарии


Замечательная книга, отличная рецензия )))


Знаете, мне кажется, что Стругацкие её написали в память о Питере вообще и о блокадном Ленинграде в частности... По крайней мере не без влияния памяти обо всём этом...


Ох, надо, давно надо плотнее взяться за Стругацких. В детстве я почему-то боялась этой фамилии. И еще, кстати, фамилии Сологуб. Обложки книг этих авторов содержали столь свирепые лики в качестве картинки, что у меня прямо мурашки по спине от них были. Вот ведь детские страхи)))


Да, нарисовать наши иллюстраторы могут... особенно в постперестроечные годы :)


Это были еще доперестроечные издания, ну точнее, сразу перед. 80-е))))


Вообще Град... издали уже во времена перестройки (первая публикация январь-апрель 87 г), хотя написан был в семидесятые