Больше рецензий

27 ноября 2020 г. 19:12

382

3 Поверить алгеброй гармонию

Попытка выстроить строгую систему взаимоотношений различных видов и родов искусства - дело неблагодарное. Искусство все-таки вещь, с трудом поддающаяся какому-либо структурному анализу. Именно потому методология обновляется и изменяется постоянно, именно потому до сих пор не существует (да и не может существовать) некоего единого понимания структуры искусства как сферы деятельности человека.

Но это не означает, что не нужно пытаться втиснуть всю эту многогранную, многоликую, гетерогенную - нет, не систему, скорее некую общность материально-духовного наследия, постоянно саморасширяющегося и самопорождающего самое себя. И особенно актуальны подобные попытки для общества, строящегося или пытающегося строиться по канонам марксизма-ленинизма. Монография Кагана именно такова: последовательная, монументальная, склонная к максимальному обобщению, и в целом не предлагающая принципиально новых подходов к искусству.

Однако, как и любая крупная монография, "Морфология искусства" представляет особенный интерес в своих двух первых частях - историографически-методологической и исторической. Изменение человеческих представлений об искусстве, о художественном с течением времени - от сообщества муз античного мира до строгих систем классицизма, от Буало до Шпенглера - чрезвычайно интересно. Не менее интересен разбор самого процесса постепенной дифференциации искусств по видам и родам, представленный во второй части. В общем-то, "вступительный" (хоть и занимающий добрые две трети содержания) блок книги мало чего нового раскроет тем, кто получал гуманитарное образование (не важно, какое именно), но может обобщить и действительно систематизировать представления о взглядах на структуру искусства.

Естественно, в таком научном труде не обошлось без идеологии, но такова особенность эпохи. И естественно, третья, теоретическая часть тоже является скорее обобщением опыта предшественников, нежели принципиально иным взглядом, претендующим на новизну. Советские гуманитарные науки, конечно, вымарывали множество явлений, лиц, имен по исключительно идеологическим соображениям, но в чем им не откажешь, так это в стройности мысли, которая облекает сложные по своей сути темы в строгую и структурированную форму. Так что "Морфология искусства" вполне может являться чтением для широкой публики, обобщающим и в чем-то даже открывающим некоторые вопросы эстетики и искусствоведения.

P.S.
Сама природа книги будто бы продиктовала форму отзыва: вместо чего-то субъективного получилось бледное подобие безличной академической рецензии. Впрочем, ничего страшного.

Комментарии


Вымарывание в основном касалось лиц, по временной шкале отстоящих лет 40 - 50 от года выпуска книги, не больше. Или я крупно заблуждаюсь?