Medulla

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 июля 2012 г. 01:31

252

5

Если знаешь, какое было время, то знаешь и каким был человек, коль скоро ничего другого не известно. Ведь человек в любую эпоху одинаков.
Роберт Менассе ''Изгнание из ада''

Книга – перевертыш, книга, подарившая мне неожиданный для читателя эффект, и, несмотря на то, что во многих местах текст глубоко провисал, завязал и булькал как тягучее болото, был скучен и зануден, но именно благодаря этому неожиданному эффекту, я поставила книге 5 звезд, будучи уверена, что эта книга многим может не понравится. На самом деле я садилась читать книгу о кострах инквизиции и о печах концлагерей, глазами австрийского еврея Роберта Менассе, в раздвоившемся временном пространстве: Португалия VII века и Австрия XX века. Историю, которую мне рассказали судьбами взрослений двух мальчишек-евреев: Мане и Виктора. Все это в книге есть: костры инквизиции, бегство евреев из Лиссабона XII века, бегство евреев из Вены в XX веке, самоидентификация себя и своей крови, принадлежности собственного я к крови одного народа, к многовековой истории этого народа, его гонений и испытаний,есть сновидения, которые соединили двух мальчишек из разных веков в один межвременной пласт – в сны. Сны соединят их, как и история их рода, их народа - соединит два времени. Но все это присказка, все это лишь фон для интереснейших мыслей Роберта Менассе.

Менассе разрывает шаблон восприятия инквизиции, нацизма и гонений евреев. Нет-нет, тут всё традиционно: костры инквизиции ужасающи, причем печи концлагерей автор не описывает, но едкий дым человеческой плоти поднимается в небо над Португалией VII века и над Европой XX века, печи концлагерей – отблески костров инквизиции; общность инквизиции и нацизма в патологическом стремлении отнять деньги и золото, принадлежащие евреям либо как выкуп за жизни, либо просто забрать состояние и отправить семью сначала на дыбу, а потом на костер. Нет, в этой книге сначала робко, а потом все громче и громче звучит очень важная мысль об отношениях палач-жертва, когда сама жертва, начинает верить в то, что с её кровью и вправду что-то не чисто. И эта вера в чистоту крови одних делала палачами, а других жертвами. Но ощущение собственной власти, ощущение, когда человек видит испуг и боль другого человека, видит его унижение, улавливает аромат страха жертвы, то в этот миг в человеке и в жертве в том числе, просыпается инквизитор или нацист, называйте как хотите – суть будет одна.

Возбудили новый процесс, который решал о двух судьбах. Уриэль да Кошта стоял перед длинным столом, за которым сидели раввины, в том числе Манассия. И Манассия думал: о, Боже мой, мы играем в инквизицию. Копируем испанцев, повторяем то, что выпало нашим отцам!<…>В Португалии и Испании христиан волокли на судилище при малейшем подозрении, что они тайком соблюдают в пище еврейские законы, в еврейском Амстердаме доносили на евреев, подозреваемых в тайном несоблюдении этих законов.


Ощущение власти одурманивает, вкус пролитой крови пьянит, а беспомощность и унижение жертвы поднимают до небес палача, купающегося в собственном всемогуществе. И самое страшное, когда чудовищные вещи творятся именем Бога, маскируясь под букву закона, только закон у каждого палача свой собственный.

Изнаночная сторона благополучной Австрии с её марксистско-троцкистским студенчеством, с её играми в ассимиляцию бывших нацистов и евреев, а под коркой благополучия кишит антисемитизм, фашизм и вовремя убранные погоны и корочки бывших НСДАП, густо-густо закипают за благополучным фасадом. Истинно западная Австрия с её играми в коммунизм как обратная сторона медали. И в этой Австрии есть место мечтам о биде, о новой стенке и мягком диване, тут рядом с парфюмерным магазином известной марки продают элитный духи в литровых бутылках – ничего не напоминает? Вот…И это другая Австрия. Изнанка. Другой социальный слой.
Феерией абсурдизма становятся похороны дяди Эриха (антисемита) по еврейской традиции и похороны бабушки Долли (еврейки) по католическому обряду.
Хорошая книга не для всех.

Книга прочитана в рамках мини-флэшмоба ''Дайте две'' (мой вишлист).

Комментарии

Давно уже висит в хотелках - безумно интригует описание и наличие героя-историка, к которым у меня особые чувства. :)
Спасибо за рецензию. Я уже успела подзабыть про Менассе, а тут такое прекрасное напоминание. :)

0 03.07.12

самое забавное, что то, что описано в аннотации занимает буквально пару страниц ))) Основная часть книги совсем о другом. Невероятно понравилось ( и именно поэтому я поставила книге высокую оценку), что Менассе не выставляет однозначных оценок: забавно было читать о демократической Вене в которой студенты-троцкисты устраивают почти комсомольское собрание, митинги, полиция.
Насколько книга верна с исторической точки зрения, я не знаю, но понравилось это ощущение неоднозначности.

0 03.07.12

О, неоднозначные книги я очень люблю. Все-таки гораздо интереснее, когда тебе оставляют простор для фантазии и размышлений, а не разжевывают все, словно для малого ребенка. :)

0 03.07.12

О! Этого тут предостаточно! И неоднозначности и возможности поспорить с автором. А ещё мотивирует изучать историческую литературу о той эпохе.

0 04.07.12

Это все я оочень люблю. Однозначно надо передвигать книгу на "побыстрее". :)

0 04.07.12

надеюсь, что не то, чтобы понравится книга (она слишком специфична), но размышления вызовет :)

0 05.07.12

Юль, поразительно, я не читала эту твою рецензию, потому что была офф-лайн пару недель, на днях купила книгу, ничего не знала о ней, просто приглянулась, сейчас стала заносить в свой список и решила посмотреть, кто же эти три человека, ее читавшие и... сюрприз-сюрприз))) Надеюсь, получу удовольствие от чтения.

0 26.07.12

хе-хе :)) люблю такие совпадения, тем более, что книга очень неоднозначная и я могу понять чем она может не понравится, но для меня все идеи Менассе оказались больше в ''плюс'' чем в ''минус''. И эта чертовски привлекательная неоднозначность))
Хотя, занудства там тоже предостаточно.

0 26.07.12

А книгу можно отнести к «Немецкому взгляду на нацизм», то есть подойдет она для моей подборки? Посмотрела, автор вроде бы австриец, жил и в Берлине какое-то время. Или, строго говоря, современных, после 1945 года, австрийцев под «немецкий взгляд» отнести нельзя? Как думаете?

0 24.11.12

Ох, даже и не знаю...
Там о нацизме всё-таки не так много, аннотация эдакая замануха, но книга совсем не об этом, не о разоблачениях бывших нацистов. О нацизме там практически ничего, только параллели с кострами инквизиции и еврейский вопрос. Скорее, я бы не добавляла книгу в подборку...

0 26.11.12

Понятно. Спасибо за разъяснения.

0 26.11.12

Вот-вот, правильно ты все написала. :)
Особенно про эту страшную игру в преследователей и преследуемых, мысль не то чтобы новая, но как-то не очень ее принято вытаскивать на поверхность.

0 16.05.13

Ты знаешь, меня так приятно поразила книга, так понравилась и совершенно неожиданно! Понравилось как Менассе показал эту цикличность инквизиции и нацизма в мировой истории ( и конца этому не будет, пока каждый не выдавит из себя раба и господина одновременно).
Отличная вещь!

0 17.05.13