Больше рецензий

29 ноября 2020 г. 18:12

2K

5 Философия Экзюпери, разбор главных идей.

Сколько же я начитался критических отзывов об этом романе. Большинство критиковали автора за религию, мол дескать это религиозные нравоучения, дидактика, но они наверное не знали, что Экзюпери был атеистом.

Мы знаем Антуана де Сент-Экзюпери как писателя, автора многих романов-бестселлеров и известной сказки «Маленький принц». Знаем как пилота военного самолета и последнего рыцаря Запада, который умер за свою веру. Но он был философом в том смысле, который пережил и осмыслил то главную философскую проблематику, которая по существу считается областью западной философии.

К сожалению, мало кто рассматривает в Экзюпери образ философа и также мало кто его так описывает у нас и в Европе. Отчасти это обосновывается неполнотой и бессистемностью его философских идей рассыпанных в его книгах. Подобно многим писателям, мнения которых представляются нам особенно глубокими, Экзюпери не создал когерентной системы где каждая мысль, опирается на другие и образует согласованную систему. Его дух и философские идеи разделены как крестражы в его книгах. И только прочитав их, аккуратно можно подходить к реконструкции.

Наиболее философской книгой Экзюпери является «Цитадель», которую у нас мало кто читал, и также можно встретить полнейшее непонимания автора, и от того критику как я писал наверху.. По стилю это необычная книга сплетенная из фрагментов и притч. Не стоит искать в них когерентной системы, согласованности и непротиворечивости идей. При желании я смог бы критиковать автора, но я чувствую к нему симпатию.

Философия Экзюпери создается на рубеже эпох в период мировых войн, когда все моральные ценности разрушаются. Ницше объявляет смерть бога и западной метафизики. Ницше оказал наибольшее влияние на Экзюпери, а его идеи и риторику можно увидеть в книгах автора. И здесь российский интеллектуал Цендровский, написал, что Экзюпери стал приемником Ницше. Он сам является ницшеанцем и смотрит на книгу Экзюпери с точки зрения Ницше, и тут я с ним категорически не согласен, да некоторая схожесть идей присутствует, но философия Экзюпери другая.

Экзюпери был писателем и его речь похожа с философскими метафорами Платона. Над логикой и рациональностью Экзюпери выстраивает другой вид познания. Там где рациональные аргументы бессильны на помощь приходит художественные образы и метафоры. Яркий образ создает в нашем воображении картинку и вызывает живую эмоциональную реакцию и эстетическое удовольствие.

Стоит особо отметить похожую с Ницше критику рациональности, а в «Цитадели» ее очень много. Здесь и критика логики (Цитадель ХХ), рациональных аргументов и науки (Цитадель LXXVIII). Наука и рациональность должны стать лишь орудием, а не целью. Абстракции и поиск истины могут завести человека на ложный путь. Разве музыку, искусство или творчество можно измерить рациональными аргументами? А они влияют на нас гораздо больше. Прочитанная книга или классическая музыка имеют больше прикосновения к нашему внутреннему миру и могут по-настоящему вдохновлять и менять нас.

Мы подходим к четырем основным взаимосвязанных идей Экзюпери. И здесь наши пути с Цендровский расходятся, я не увидел в тексте того, о чем он писал, поэтому я буду описывать свое субъективное видение.

Четыре столпа философии Экзюпери:

1 Смысл. Человеческое существование и мышление, если оно выходит за рамки основных парадигм, должно конструироваться на прочном фундаменте смыслов. В начале нашего взросления и мышления возникают смыслы. Мы говорим о смысле нашего существования, смысл работы, любви или семьи, когда мы конструируем смыслы, они превращаются в лейтмотивы наших действий.

«Ты умрешь ради смысла книги, а не за чернила и бумагу. Ведь ты - узел отношений, и твоя идентичность опирается не на это лицо, плоть и твою улыбку, а на определенную конструкцию, построенную благодаря тебе ».


«Однако вещей нет. Есть разный смысл одной вещи в разных языках. Бриллиант имеет стоимость, когда ты добываешь его, когда продаешь, когда даришь, когда теряешь или находишь, когда он украшает ... Повседневный бриллиант - лишь пустой камень »


2 Творчество. В Экзюпери творчество - это вся человеческая деятельность. Потому что человек является творцом по своей сути. Именно в творчестве пробуждается человек, он пылает и горит огнем открывателя, это могут быть различные открытия: ученого, философа, верующего или художника. В мире который стал пустыней, пишет Экзюпери, мы стремимся найти товарища с которым можем разделить кусок хлеба и любимое дело. И только в совместном творчестве человек раскрывается миру.

«Творить - это, наверное пропустить в танце какое-то па. Это ударить резцом по камню вкось. Судьба жеста имеет небольшое значение. Благодаря чарам человеческих пальцев разные произведения рождаются как из необходимости. Говорю тебе: они рождаются и от тех, чьи жесты неудачные, и от тех, кто успешно выполняет их, потому что человека невозможно разделить, и если спасти только крупных скульпторов, ты потеряешь крупных скульпторов. Красивый танец рождается из упорного желания танцевать. Упорное желание танцевать, требует, чтобы танцевали все, даже те, кто плохо танцует, иначе будет не рвение, а только окаменелая академия и лишенное смысла представление ».


3 Человек. Находясь на грани смерти, как он это описывает в «Планете людей», Экзюпери переосмысливает понимание человека:

«Черепная коробка, казалось мне, похожая на старую шкатулку для сокровищ. Я не знал, какие красочные шелка, какие праздничные картины, реликвии сохранились в ней. Я не знал какая часть мира погибала в человеке, охваченной всеобъемлющим сном последних дней, разрушалась в этом сознании ... »


Если смыслы и творчество являются лишь лейтмотивами и их воплощениями, то что такое человек? На человека и человечество в Экзюпери взгляд сверху, с высоты птичьего полета, которому удалось подняться над уровнями человеческого существования. И здесь есть некоторое сходство с философией жизни Ницше. Экзюпери восстает против всего затхлого, заскорузлого, против жизни обывателей которые ищут тихих радостей и удовольствий. Человек по Экзюпери, должен пробудиться к жизни, чувствовать пламя внутреннего горения, борьбы противоположностей и взятие на себя ответственности.

«Быть ​​человеком - это и значит отвечать за все. Гореть со стыда за нищету, хоть она казалось бы, и не зависят от тебя. Гордиться победой, которую получили твои товарищи. И чувствовать, что кладя свой камень, ты помогаешь строить мир »


4 Бог И вот это удивительная часть. Экзюпери был атеистом, сторонником Ницше, в других его романах не упоминается о Боге, тогда как в «Цитадели» слово «бог» почти в каждом предложении. Но здесь нет критики бога, критику против христиан можно найти, а вот бога - нет. По моему мнению, бог здесь только определенный фон, идея вокруг которой базируется системообразование. Напомню, что рассказ ведется с точки зрения правителя, который является главным героем. Бог здесь является определенной мировоззренческой структурой. Разумной жизни предшествует структура, логос, системообразующая идея, которая объединяет человечество.

«Общий дар тому величественному, чем мы сами, жертвы, принесенные одному божеству, иными словами - общий смысл, является условием настоящей родства»


Итоги:

Итак, из этих четырех идей вырисовывается определенная пирамида человеческого мышления и развития. В эпоху переоценки всех ценностей, потери смыслов и нравственных ориентиров, как писал Ницше, человек по Экзюпери должен отбросить нигилизм, пробудиться к жизни и переосмыслить ее, предоставить новые смыслы и воплотить их в творчестве. Творчество в Экзюпери это не только движения кисти на холсте или добычи музыкальных звуков из инструмента, а вся человеческая деятельность. Через реализацию творческих способностей, через гуманизм приходим к осмыслению человека, его участия в мире.

И последний самый высокий этап - это мышление на уровне системообразующих идей. Когда мы выходим за рамки своего бытия и субъективных оценок, и мыслим с позиции философа, правителя, которому удалось посмотреть на мир сверху, стратега который смотрит битву не из прицела винтовки, а видит всю картину.

Комментарии


Экзюпери был глубоко верующим, был христианином. Воспитывался в христианской семье и учился в христианской школе. Христианские ценности просматриваются во всех его произведениях. А роман «Цитадель» написан от лица Соломона, сына Давида.


Не думаю что это так, поскольку в книге много критики христианства. Эксперты творчества Экзюпери споря о "Цитадели" говорят, что вставки о Боге, были сделаны уже редактором Экзюпери после его смерти, и я с этим согласен, поскольку действительно о Боге нет больше слов в других книгах автора.


Потрясающая рецензия! Было очень интересно читать.
Скажите, пожалуйста, откуда информация, что Экзюпери был атеистом?