Больше рецензий

CatMouse

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 декабря 2020 г. 06:08

319

3

Вот что значит сила визуального искусства - я даже не читала аннотацию, когда добавляла эту книгу в список к прочтению. Так меня поразила эта невероятно загадочная и чрезвычайно выразительная обложка с хитрым детским глазом, заглядывающим в картонную замочную скважину. Название, конечно, тоже интригует - что же такое там пропало, любимый плюшевый мишка?

У Кэтрин О'Флинн родилась очень трогательная и трагичная история об одиноком, никому больше не нужном ребёнке, который обещал стать незаурядной личностью. История, не побоюсь такого сравнения, в духе самой Кейт Аткинсон. И ещё у неё, видимо, была идея написать книгу о пожирающей жизнь рутине, о работе, которая кажется временной, а на самом деле оказывается порочным кругом, из которого не вырваться. И каждая из этих историй имела большой потенциал, пока автор в недобрый час не решила прикрутить их друг к другу. Ржавыми болтами.

У маленькой Кейт был замечательный папа - лучший друг и великий затейник. Но папа умер, оставив дочь на не особенно чадолюбивую бабушку, и теперь Кейт довольствуется обществом его последнего подарка - детской книжки "Как стать детективом" и своей новой школьной подружки из неблагополучной семьи. Провозгласив себя настоящим детективом, Кейт крайне серьёзно относится к своей работе, и даже добивается первых успехов, помогая соседской лавочке бороться с мелкими воришками. Но главная страсть девочки - это наблюдение за "подозрительными" прохожими в местном торговом центре, где она проводит каждую свободную минуту.

Очень скоро повествование совершит скачок на двадцать лет вперёд, где охранник этого самого торгового центра видит призрак девочки на своём мониторе, из чего мы делаем вывод, что с девочкой тогда, давно, что-то случилось.
И, хотя критики писали, что О'Флинн удачно вплела в повествование мистику, мне это "вплетение" ни в коей мере удачным не кажется. Мистика нужна здесь только для того, чтобы как-то встроить одну линию в другую, и очень сильно отдаёт беспомощностью молодого автора. Ну ладно ещё плюшевая обезьянка, найденная за трубой спустя двадцать лет. Может, ходили бы городские легенды о пропавшей девочке. Но призрак - не слишком ли дешёвый приём?
Линия Кейт просто обрывается. Автор не перемежает повествование о работниках ТЦ историей девочки, и, несмотря на хорошо прописанную психологию загнанных в бесконечную рутину людей и неожиданно ясно поданную суть проблемы, интерес читателя книга не держит. Потому что читатель уже настроился - сначала на историю девочки, потом на мистику, а искомого саспенса всё нет и нет. А линии охранника и менеджера музыкального магазина, между тем, раскрывают крайне злободневную тему, за которую автору, скорее всего, и дали престижную премию. Наши герои искали какую-нибудь непритязательную работу, на время, чтобы обеспечить своё существование, а там посмотрим. И не посмотрели, застряли в дне сурка так, что жизнь в то самое существование и превратилась - с работы, на работу, бессмысленную и однообразную, с тупыми, зацикленными коллегами, с недалёким начальством, всё ради денег, которые уходят на жильё и еду, которые нужны для того, чтобы было чем заняться от работы до работы, год за годом... даже личные отношения выстраиваются не отходя от работы, и менеджер Лиза живёт со своим коллегой, совершенно чужим и неинтересным, но он был рядом, а она привыкла. А охранник Курт недоумевает, куда делись десять лет его жизни, и всё это время мучается тем, что не оправдал надежд и предал идеалы своего отца.
Но лучше поздно, чем никогда, и наши герои из последних сил вынырнут на поверхность.

И тут каким-то крайне притянутым за уши образом находит свою развязку история Кейт, но при всей жалости к девочке и восхищении её поступком по отношению к подруге, невозможно игнорировать неуклюжесть построения сюжета, В итоге книга при всех своих достоинствах вызывает чувство фрустрации и досады на автора.