Больше рецензий

9 декабря 2020 г. 20:24

314

5 Лица реальные и под псевдонимами

Иной уровень интереса к книге рождается при сопоставлении персонажей и реальных лиц (что у Керуака почти везде, если не везде - переименования, а не сопоставления) - здесь обнаруживается Mr. Гэддис под именем Гарольд Сэнд (покопавшись в wiki на страницах иных романов Керуака, под персонажными псевдонимами Уильям Гэддис не был обнаружен - но, возможно, я где-то ошибся, и автор "The Recognitions" у Керуака где-то ещё присутствует - если кто-нибудь что-либо знает и распознал этого писателя - можете уведомить меня). Сам же Сэнд маячит в книге в интервале 15-ти страниц, не больше, но чем он там занимается я спойлерить не буду, чтобы не впадать в пересказ, но просто скажу, что он там довольно тихий человек, которому интересно поговорить о литературе и искусстве в целом. В "Подземных" первое упоминание о нем: "молодой романист...у которого только что приняли рукопись", то есть у нас тут 54-й год, как раз когда первый роман Гэддиса ушёл в издательство. Притом, что "The Recognitions" издадут уже через год, а книжку Керуака только в 58-ом (сравните объем) - но, видимо, дело в интересе издателей или предполагаемом коммерческом потенциале (хотя разница во времени издания не так и существенно велика) и тут можно добавить, что роман Гэддиса критики в основной своей массе не приняли и книжку забыли, когда как повесть Керуака экранизировали уже в 60-м году, но мы, пожалуй, заткнемся.
Там же и другой бит-писатель - Джон Клеллон Хоулмс (Баллиол МакДжоунз) - чувак в молодости похож на Моррисси - автор романа "Go", который у Керуака - выходец из "мира среднегородских глупышек". Видимо, совместно с Гором Видалом, который тоже мимоходом появляется в паре сцен - оба ведут себя отстранённо и особо не участвуют в безумных вакханалиях под завывания боповых музыкантов.
Социальное варево общеизвестной действительности в книжке не на первом плане, либо оно трансформируется во внутренние взаимоотношения действующих лиц - взгляд на чернокожую Марду некоторых подземных - холодный, с оттенком пренебрежения на разных уровнях, но в те времена это было, видимо, в порядке вещей. Так же как и неоновые вывески с TV и железнодорожными полотнами - они появляются, хоть и реже, чем в других его романах.
Поиск "я", метания между уютной писательской комнатой и барами, повышение градуса алкоголя и неистовства в степени внезапного вдохновения помноженного на ревностные конструкции - тут у нас тоже присутствуют, так что, в общем, всем рекомендую, а то все носятся только с его двумя самыми известными книжками ("Подземные" втиснулись меж ними), так что надоели уже))

Источник