Больше рецензий

11 декабря 2020 г. 17:54

76

5

Развитие жанра комикса повторяет судьбу романа в плане соотношения вымысла и реальности.

Любопытная деталь: когда Тинтин должен был вернуться из СССР, реального мальчика нарядили в его наряд, и на вокзале человека-персонажа встречала целая толпа юных читателей.

В чем сила Тинтина? Отчасти в том, что, как и многие великие произведения, создают неувядающие типажи, узнаваемых героев "человеческой комедии". Отсюда вопрос - надо ли подходить к Тинтину как к Флоберу? Как к высокой литературе? Ну а что такое литература? Обмен нарративами, рассказами.

Даже когда ты рисуешь детский приключенческий комикс, приходится делать политический выбор. В книге прослежено, как Тинтин из правого стал левым, а потом - аполитичным, воспевающим прежде всего дружбу. Во время оккупации Бельгии Эрже работал в так называемой "украденной" газете - изначально французской, но под нацистским руководством. Дальнейшие его комиксы - попытка осмыслить свой коллаборационизм, отрефлексировать позицию, отчасти, может, оправдаться перед самим собой.