Больше рецензий

Гордеева Ольга (Beatrice_Belial)

Эксперт

Литературовед, герменевтик.

14 декабря 2020 г. 13:13

2K

5 Демоны, колдовство и двойники. Дань уважения Гофману.

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман – великий немецкий писатель конца 18-го - начала 19-го вв., который во всем мире наиболее известен благодаря своим сказкам. Кто не слышал о знаменитом «Щелкунчике» или «Золотом горшке»? Однако, для любителей готической литературы в частности, а также немецкого романтизма в целом, Гофман гораздо более знаковый автор. Этот писатель создал ряд уникальных, крайне запутанных, таинственных, весьма сложных мистических произведений. Его работы насыщены тонким психологизмом, любопытной философией,а также интересным восприятием религии и мистического. Вполне честно будет сказать, что именно Гофман является одним из ключевых авторов европейской литературы, писавших на тему колдовства и всяческой чертовщины. Неоспоримыми достоинствами своих работ он привлекал внимание не только читателей, но и коллег. Так, в рамках русской классической литературы, касательно имени Гофмана, обычно выделяют Гоголя и Достоевского. При этом, все три гения абсолютно индивидуальны, они лишь пишут о схожих темах и схожих персонажах, но каждый Мастер рассматривает их по-своему.

картинка Beatrice_Belial

Основная мысль одной из наиболее проникновенных новелл Гофмана «Церковь иезуитов в Г.» гласит, что главное для творческого человека - обрести источник вдохновения, живительной духовной силы, которая будет питать и формировать его искусство. По прочтении собрания сочинений Гофмана, ясно вырисовывается, каким был этот источник для самого писателя. В большинстве произведений центральной является фигура таинственного колдуна-алхимика, заключившего договор с самим Сатаной. Выступающий злодеем, этот герой почти всегда оказывается, однако, победителем. И хотя автор и пытается привнести в свои работы толику христианской морали, суть ясно видна. Некий демон, схожий с Мефистофелем, или некий колдун, основатель старинного колдовского рода - вот источник жизни многих произведений Гофмана, ключевая фигура его творчества.

К сожалению, от современного российского читателя часто ускользает фундаментальная сторона творчества Гофмана. Довольно сложно с первого приступа взять роман «Эликсиры Сатаны», ибо вещь это весьма претенциозная, запутанная, отчасти искусственно усложненная и довольно специфическая. Но, несмотря на все вышесказанное о ней, это гениальный роман, некоторые аспекты которого отразились даже в «Мастере и Маргарите» Булгакова. Малая проза Гофмана также не слишком известна в наше время (лично я ознакомилась с ней благодаря сборнику «Азбуки» под названием «Песочный человек и другие ночные этюды»), а ведь именно она раскрывают подлинного Гофмана, показывает, что и почему интересовало писателя и как он работал с ключевыми в своем творчестве темами. «Песочного человека» я и вовсе считаю одним из главных произведений европейского романтизма на тему мистики и психологии. Это поистине гениальная вещь, о которой я однажды напишу подробно. Среди других известных новелл особенно хочется выделить «Игнаца Денера», «Церковь иезуитов в Г.», «Пустой дом».

Исследователи отмечают некоторые параллели между работой Гофмана "Игнац Деннер " (1814) и повестью Гоголя "Страшная месть " (1831). В обоих произведениях, помимо различной чертовщины, убитых младенцев и колдовских ритуалов, присутствует и тема родства (отец -дочь ) главного злодея- колдуна и главной героини. Однако, повесть Гоголя весьма далека по сюжету от произведения Гофмана и, по всей видимости, их связывают некие специфические темы немецкого фольклора, которые дали начало появлению представлению об определенных персонажах в литературе. Повесть Гоголя понравилась мне больше, она более проработанная и сильная в драматическом плане, в то время как новелла Гофмана скорее походит на сказку с классическим заколдованным предметом (шкатулкой ), таинственным всемогущим злодеем, бестолковыми главными героями и двусмысленным финалом. Именно в части проработки персонажей у данной новеллы есть проблемы. Главный положительный герой Анрес — пустоголовый тюфяк, его жена Джорджина прописана настолько поверхностно, что не вызывает абсолютно никаких эмоций и ее смерть в итоге не производит никакого впечатления. Сам Игнац Деннер прописан чрезмерно витиевато, что оставляет странное послевкусие.

"Церковь иезуитов в Г." (1816) - блестящая новелла, загадочная и весьма философская. Она об искусстве, о подлинном источнике вдохновения и гениальности великих мастеров. Яркие отсылки к Рафаэлю, соотнесение его образа и искусства с образом и искусством главного героя Бертольда –все это крайне любопытно. Упоминается и Клод Лоррен - один из любимых художников Достоевского, чей пейзаж "Асиз и Галатея" встречается в "Бесах".

Новелла "Пустой дом " описывает интересный феномен духовно-психологической связи между влюбленными, которую Гофман называет магнетизмом (в те годы популярное направление, которое по-другому именовалось месмеритизмом). Это очень страшное и глубокое произведение с массой сильных символов и образов. Снова возникает главный персонаж творчества писателя - старик колдун. Произведение опять по-гофмановски запутанное, сложное и витиеватое.

Вообще, опираясь на анализ малой прозы Гофмана, мы можем выделить несколько характерных особенностей творчества этого автора, значительно выделяющих его из круга других авторов, писавших на мистические темы, что, безусловно, не было чем-то уникальным для эпохи романтизма в литературе. Так, у Гофмана мы видим особый подход к разработке мистических тем – тесное переплетение мира реального и мира иного, взаимодействие персонажей этих миров, проклятые предметы, таинственные механизмы, колдовские ритуалы, а также символы, загадки и невероятно путанное во многих случаях повествование, которое являлось то ли объективным элементом стиля писателя, то ли специально используемым им приемом для усложнения понимания его вещей.

Отдельно хочется отметить еще и такое сильное произведение как «Магнитезер». Вопреки ожиданиям оно больше раскрывает не тему месмеритизма, часто упоминаемую Гофманом, а тему снов. Это таинственный, странный рассказ о том неимоверном значении, которое сны играют в нашей жизни и об их особенностях. Тема сновидений была очень значительной у Гоголя и Достоевского, но если Федор Михайлович использовал ее для особо важных зашифрованных посланий и символов, то у Гоголя она имела особое свойство, это было описание иного мира со сложными подтекстами и что-то там, безусловно, близко видению Гофмана. Главный герой этой новеллы Альбан - то ли колдун, то ли алхимик, то ли вовсе демон, но именуют его здесь магнетизером. И он причудливо и сложно раскрывает некую духовную технику воздействия, говоря, что лишь по ошибке ее называют магнетизмом. Все это очень интересно, что Гофман имел в виду, что на самом деле описывал под прикрытием магнетизма? "Магнетизер" имеет весьма необычную структуру, он составлен отчасти из прямого повествования с диалогами и описаниями, отчасти из писем и дневниковых записей. Причем, непросто восстановить правильную хронологию и, тем не менее, текст не выглядит непонятным и нелогичным. Определенно, "Магнетизер " одна из лучших новелл Мастера. Она не уступает "Песочному человеку".

Новелла "Приключения в новогоднюю ночь " впервые демонстрирует образ мистической героини, искусительницы, ведь обычно у Гофмана женщины всегда представлены как прекрасные жертвы злодеев. Вместо них он развивает образ своего Мефистофеля. В этой же истории у женской героини с разными именами сразу три жертвы, у одного она забрала тень (эта линия основана на "Истории Петра Шлемиля " немецкого писателя Шамиссо), у другого — отражение в зеркале, а третий - главный герой, отождествляющийся с Гофманом. Причем, рядом с этой героиней писатель изображает и своего фирменного злодея. Тень и отражение в зеркале олицетворяют душу, так что понятно, что отнимает у героев таинственная незнакомка.

Новелла " Артуров двор" Гофмана - трогательное и полное тонкого психологизма произведение, раскрывающее тему идеальной возлюбленной и невозможности обретения с нею счастья в реальном мире. Главный герой Траугот словно бы постоянно находится под властью злого рока, колдовских чар, которые не дают ему воссоединиться с возлюбленной. Эта история была хорошо знакома самому Гофману, произведение во многом автобиографично.

"Фалунские рудники " еще одно рассуждение на тему выбора между идеальной возлюбленной и земной женщиной. Однако, в этой новелле герой отдает предпочтение царице подземного мира (этот мир олицетворяют рудники) и гибнет, погребенный под обвалом. Причем, героя заманивает в Фалун некий призрак, который словно бы подыскивает новую жертву для своей госпожи. Это одна из самых печальных новелл Гофмана, стилистически она лишена особой мистической составляющей и несет в себе больше психологизма.

Новелла "Мадемуазель де Скюдери" являет собой редкий пример детектива в творчестве писателя. Однако, действие перенесенное из Германии во Францию времен Людовика XIV, выглядит несколько декоративно и сама новелла не представляет особой ценности. Однако, именно эта работа лежит в основе мирового жанра детектива.

Новелла "Счастье игрока " напротив, весьма занимательна. И она прекрасно вписывается в круг великолепных околомистических произведений, посвященных азартным играм, в духе "Игрока "Достоевского, "Фаталиста" Лермонтова или "Пиковой дамы" Пушкина.

В финале хочется еще раз упомянуть о том, что Гофман – ныне непонятый и неисследованный писатель. Даже сказочная составляющая его наследия не изучена в достаточной степени, а истинная первооснова его сюжетов, думается, могла бы значительно удивить многих читателей. И тут напрашивается пафосный и одновременно тривиальный вывод- «Читайте Гофмана!» Но здесь далеко не все так просто, потому что я посмотрела бы на то, как его будут пытаться читать. Это сложный автор, очень сложный. А для тех, кто не владеет немецким языком еще и переводной, т.е мы имеем дело с переводами, фактически «другими текстами». Добавьте к этому еще и фирменною запутанность и тяжеловесность гофмановских текстов, а также их мистическую составляющую, которая вообще будет непонятна тем, кто не знаком с немецким фольклором и мифологией – и читать Гофмана станет совсем сложно. Тем не менее, его творчество заслуживает пристального ознакомления и я бы с удовольствием почитала труды немецких герменевтиков на тему работ Гофмана. Думаю, это было бы крайне интересно.

Комментарии


Один из любимых. Отдельные произведения хочется перечитывать и переслушивать.

У меня тоже. Многие произведения точно буду не единожды перечитывать.


благодарю за рецензию. Все очень интересно, НАДО читать!


Спасибо :) Советую этот сборник от "Азбуки " -хорошее оформление, много произведений и адекватная цена.


А еще Песочный человек - один из главных представителей жанра fantastique, хоть это и Германия, но, по жанровым особенностям, это просто 10 из 10. Обожаю Гофмана. Спасибо за рецензию, все уже прочитано и перечитано, но очень приятно ее видеть. Еще есть изумительная его биография авторства Габриэль Виткоп - лучшая из книг ему посвященных, и одна из лучших биографий, что я читала.


Спасибо огромное за рекомендацию биографии! Я как раз искала, какую выбрать, давно хочу подробнее почитать о Гофмане. Я уже изучала его биографию по многочисленным материалам в интернете, но это не то, нужна именно книга.


А Гофмана переводили на английский? И, если да, то когда появились первые переводы? В первых перечисленных рассказах как-то ощущается некоторое отдаленное сходство с Натаниэлем Готорном.
Готорн моложе и бывало жил в Европе, но с Германией его, кажется, ничего не связывало.


Я уверена, что переводили. По поводу сходства трудно судить, но у Готорна действительно есть некоторые элементы стиля, которые роднят его с направлением, в котором работал Гофман. Точно можно сказать, что Гофман повлиял на Гоголя и в некоторой степени на Достоевского.