Больше рецензий

vamos

Эксперт

Развлекаю только себя.

22 декабря 2020 г. 15:26

746

5

Я оказалась совсем не готова к тому, что в этой книге будут подниматься такие серьезные темы, и это почти сбило меня с ног. К тому, что это будет такое затягивающее чтение, оторваться от которого невозможно, я тоже была не готова. Получилась такая немножко шоковая терапия, я этого не ждала, я ждала как раз расслабления, вкуснейших описаний, желания съесть все, что найду в доме, грустной, немножко волшебной житейской мудрости, сожаления о своих непрожитых жизнях, о том, что я вижу мир по-другому. Вот всего этого в книге нет вообще, хотя Джоанн Харрис все же пытается вписать туда атмосферу первой части, очень чувствуется, что мир изменился, герои изменились и чуда все-таки не произошло.
По сюжету Вианн Роше возвращается в Ланскне, который очень сильно изменился. За рекой поселилось множество мусульман, целая община, которая сначала дружила с жителями Ланскне, а потом что-то пошло не так. И никто не может сказать, когда именно и из-за чего все изменилось, просто как-то вот так получилось, что воздух в этом городке теперь наэлектризован до придела, кажется, что вот-вот случится что-то плохое. И косвенно в этом обвиняют некую женщину, которая никогда не снимает хиджаб и каким-то образом смогла достать абсолютно всех. И Вианн пытается разобраться в том, что происходит, и мы вместе с ней.
Поначалу это просто болото из неясных подозрений, догадок, повышенной тревожности и недосказанности. Чем дальше читаешь, тем сильнее увязаешь в этом болоте, тем глубже оно тебя засасывает, а потом ты однажды понимаешь, что болото превратилось в густой слипшийся ком, и где-то внутри него застряла ты, и ком этот несется куда-то не разбирая дороги, и ты не можешь выбраться. И очень сложно отследить ту точку невозврата, после которой ты просто не можешь бросить чтение, ты должна узнать, что именно там происходит, кто такая женщина в черном, и чем это закончится для Вианн Роше.
И все же это не было безусловно приятным чтением. Мне очень понравилась история, но почти не понравились герои. Понравились только старая бабушка и старый дедушка, ну и еще Арманда, которая, хоть и давно умерла, все равно была интереснее многих других здесь. От Ру постоянно исходило какое-то глухое раздражение, его в книге почти не было, но я все равно ощущала его где-то на периферии, и мне это не нравилось. Такой молчаливый мужик, страх. Кюре Рейно меня так сильно бесил в первой части, настолько в нем воплощалось то, что я ненавижу в людях, что в Персиках мне не хотелось ему сопереживать. Безусловно, здесь мы его сочувствуем, хотя бы просто потому, что много глав написано от его лица, невозможно не переживать за человека в его ситуации. Но мне постоянно лезла в голову первая книга и я просто не могла понять, почему ее можно так легко вычеркнуть и забыть, почему все герои это сделали и вспоминают это с легкой ностальгической улыбкой. Анук и Розетт здесь просто статисты, а Вианн такая беспомощная и потерянная, что даже неприятно. Я не могу привести конкретные примеры, но от нее исходило ощущение какой-то травмы, надломленности, неуверенности, как будто она лишь призрак себя самой из Шоколада, как будто в Леденцовых туфельках хеппи-энда было гораздо меньше, чем показалось мне. И даже когда здесь наконец-то появился шоколад, мне не захотелось перетрясти холодильник и упиться чаем с вкусняшками. Формально все было так же, а внутри мне чего-то не хватало.
Зато сама история такая интересная, такая горькая, что в какой-то момент от несправедливости просто перестает хватать дыхания. И как обычно, самым страшным эту историю делает то, что она могла произойти, что она происходит постоянно, до сих пор, во многих-многих местах. Я была не готова, что мы вылезем за личную историю Вианн Роше, странной женщины со странным взглядом на мир, что мы будем говорить о таких злых вещах, о таких сложных вещах. Но разговор этот мне однозначно понравился.