Romanio

Эксперт

Ищу утраченное

4 января 2021 г. 09:54

772

4.5 Оболганных людей в истории нет, есть непонятые...(с)

Приятно читать работу увлечённого автора, его азарт передаётся читателю, который начинает многое видеть глазами рассказчика и понимать его отношение. "Царь Ирод Великий" В.Вихновича относится к таким работам. Но мне не просто хотелось чтения о великих делах искусного политика и реформатора, мне хотелось найти ответ на вопрос каким образом (чем?) Ирод сумел на время своего правления приглушить радикальное фарисейство, ведь это не удавалось никому в условиях равным тем, что выпали на его долю. Вернёмся к этой загадке немного позже.
Итак, перед нами Личность, вошедшая в историю, а также в целый пласт культурно-художественной Ее составляющей, как жестокий (бессмысленно жестокий) царь, вырезавший всех младенцев, видя в них будущую! угрозу своему положению. Поблагодарить за этот цепкий миф стоит библейского евангелиста Матфея, с чьей легкой руки и пошла гулять сия кровавая драма. Нет больше материалов, подтверждающих Ее, как и сама личность Ирода, собранная из имеющихся источников, совершенно не вяжется с таким поступком. Ирод Великий умер в 4 году до н.э. в возрасте 70 лет, будучи тяжело болен и глубоко увязнув в личных трагедиях. Судьба жестоко посмеялась над титаническими усилиями, бездной энергии и риска, которые он вложил в дело своей жизни, и самое горькое, что оскал этой Судьбы он успел увидеть ещё при жизни.
Автор опирается по большей части на труды Иосифа Флавия, который, в свою очередь, многое почерпнул из записей учёного и философа Николая Дамасского, бывшего соратником и советником Ирода. Работа содержит сведения о происхождении Ирода, его отце, добившемся высокого положения при дворе в Иерусалиме. Доступно раскладывает ту гремучую смесь цивилизаций, создавшуюся в период агонии Римской Республики на Ее восточных рубежах. Чтобы читателю стало понятно каким народом должен был править Ирод, в работе приводятся справки по истории Иудеи, особенно подробно рассматривается период правления Хасмонейской династии, предшествовавшей Ироду, их кровавые династические и гражданские войны. Уделено внимание и пояснению основных групп иудейского народа- саддукеев, фарисеев и ессеев. Автор подчёркивает, что из примерно двух миллионов иудеев, живших в ту пору, только 500 тысяч проживали непосредственно в Иудее, а 1,5 миллиона расселились диаспорами по всему греко-римскому миру и эти диаспоры оказались куда более благодарны великому царю за его деяния, чем его подданные в его стране. Хаос падения республики и изнуряющие Рим гражданские войны гнали волны нестабильности и разрухи от центра к окраинам будущей Империи. Рим поглощал греческий мир на Востоке и островки независимых царств, и Ирод был одним из тех, кто понял неизбежность этого процесса и сделал все от него зависящее, чтобы обернуть его на пользу всем жителям Иудеи, а также диаспор за пределами земли Израилевой. Ему хватило мудрости и величия править почти 40 лет, будучи царем-клиентом Рима, пользуясь доверием как Цезаря, так и Марка Антония, а позже Августа, который дал ему почти максимальную свободу в управлении, а также расширил границы его царства так, что они почти сравнились с легендарным государством царей Давида и Соломона. Поражают масштабы созидательной деятельности Ирода. Новые города, великолепный порт, при строительстве которого использовались самые передовые инженерные достижения, такие как гидравлический бетон, создание флота, восстановление, а по сути строительство Иерусалимского храма- святыни иудеев всего Мира, множество храмов и синагог для своих еврейских и греческих подданных, дороги и бани, рынки и сады. Много строил он и в других государствах, полагая, что это принесёт благо как в торговых делах, так и в добром отношении к проживающим там иудейским диаспорами. Помощь голодающим и пострадавшим в стихийных бедствиях как в самой Иудее, так и за Ее пределами.
Но вернусь к вопросу о том, как же Ирод держал закрытой крышку бурлящей кастрюли с иудейским зилотством. Учитывая, что всю свою жизнь он вынужден был лавировать между греческой культурой, в которой был воспитан, римской организацией, которую признал над собой, и иудейской традицией, к которой принадлежал религиозно и духовно, то путь его можно сравнить с хождением по лезвию. Любое сближение или фавор неверным, которых, кстати, в Его государстве насчитывалось почти половина населения, воспринимались радикальными фарисеями как грех и преступление. Какие же шаги Ирод предпринимал для успокоения этой мятежной массы населения? Автор отмечает, что, во-первых, определенные круги иудеев как и Ирод понимали неотвратимость прихода Рима с его законами, столь чуждыми их парадигме, и ценили Ирода за его сдерживающую и смягчающую роль, Добавим на эту чашу весов мир, пришедший на эту многострадальную землю, уставшую от крови и вражды. Далее, огромной заслугой в глазах фарисеев было восстановление Храма в Иерусалиме. Учтём и налоговые льготы, которые Ирод добился как для Иудеи, так и диаспор за Ее пределами. Несомненной заслугой в глазах правоверных подданных было отсутствие на земле Израиля римских войск. Личное милосердие царя, помогающего единоверцам в бедах, тоже запишем на счёт добродетелей Ирода в глазах иудеев. А создание "контртеррористической" службы помогло выявить и обезвредить многие радикальные группировки. А теперь посмотрим что будет иметь вес на другой чаше весов. Ирод приветствовал культ Августа и строил храмы ему и божествам западного пантеона, что по мнению фарисеев есть грех и преступление. Ирод приглашал в свое окружение неиудеев, а носителей все той же чуждой западной культуры, благоволил к языческим своим подданным местами более, чем к единоверцам. Ирод расправлялся с неугодными ему членами Синедриона. И вообще, позволил себе абсолютную власть. В целом, Ирод нес идею царства земного, тогда как они стремились только к царству Небесному, а все его реформы лишь выстраивали препятствия на пути к нему. Вряд ли все перечисленные ранее заслуги Ирода, даже если их было б в два раза больше, могли компенсировать его "преступления" в глазах зелотов. Так что, загадка для меня так и осталась загадкой. Видимо, тут сыграли роль в совокупности все ранее перечисленное и какие-то личные качества этого неординарного человека. Харизма, воля, глубина. Т.е. все то, что составляет Личность. И не простую, а отмеченную Провидением.
Ну, и конечно, конец Ирода был очень трагичен. Личная глубокая драма есть неотъемлемый признак великого реформатора и правителя. Нельзя сказать, что он не виновен в ней. Ведь он сам отправил маленьких детей в Рим, где они погрузились во все возможные пороки и страсти, научившись лишь гордыне, праздности, жадности до власти и интригам. Почему он не вырастил их рядом с собой, своим примером показывая что значит быть мудрым и жестким правителем, закаляя в битвах и вере, уча компромиссам, так же как его отец взрастил Ирода на своем примере и под своим крылом. Возможно, боялся, что их используют в играх против него, но, в таком случае все вышло именно так в любом случае. А быть может, и не было у Ирода вариантов избежать неизбежного.
Подводя итог, процитирую Моммзена

«Его (Ирода Великого) подход к проблеме отношения еврейства и эллинизма заключался, во-первых, в трезвом признании непобедимости превосходящего по силе врага, во-вторых, в необходимости учиться и брать у противника всё, что может быть полезным для евреев, если те хотят выжить в неизбежно эллинизируемом мире… Пока Ирод стоял над палестинскими евреями, ему удавалось спасать их от их же собственного безумия.
Но Ирод не получил благодарности за политический урок, который он преподнёс своему народу. Соотечественники не простили ему того, что он оказался прав. Как только завершилось искусное правление Ирода, евреи сразу же свернули на футуристическую тропу, которая привела их к ужасной и неотвратимой катастрофе».

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!