Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 января 2021 г. 20:08

2K

4 Гимн абсурду

Миссис Смит. У нас нету времени.
Пожарник. А эти часы?
Мистер Смит. Они неверные. У них дух противоречия. Они вечно показывают прямо противоположное время.


Представьте, что имеется множество ингредиентов, которые сочетаются друг с другом так же, как слон и тесная посудная лавка. Из этих разрозненных элементов сложили цельную мозаику, которая не лишена определённой гармонии.
Логика давно умерла и похоронена. По сцене шествует немного бурлескный хаос.
Происходящее может вызывать самый разный отклик - от полного одобрения до неприятия. Мои впечатления ближе к верхней границы оценочной шкалы. О вкусах, как известно, не спорят, но погружение в мир абсурда читателям гарантировано.

Перед тем как поближе рассмотреть пьесу, бросим взгляд на инсталляцию в стиле абсурд - пример визуализации (относительного) единства в разнообразии.

картинка nika_8
Фото извлечено из моих архивов

Пьеса соткана из алогичных контрастов и бессодержательных фраз. Текст Эжена Ионеско - дерзкий вызов законам рациональности и всему, что можно охарактеризовать эпитетом картезианский.
По меткому выражению Умберто Эко, «бессвязность диалога [у Ионеско] тем и объясняется, что он передаёт общую невразумительность бытия».

Не только каждый пассаж «Лысой певицы» состоит из своеобразных смысловых оксюморонов, но противоречиями наполнены и отдельные предложения. В пределах едва ли не каждой фразы обитает подобие антитезы.

Мистер Мартин. Я ехал вторым классом, мадам. В Англии не существует второго класса, но я тем не менее всегда езжу вторым классом.
Миссис Мартин. Как это странно, как удивительно и какое совпадение! Я тоже, мсье, ехала вторым классом.

Другой пример:

Черты у нее правильные, но хорошенькой ее не назовешь. Слишком толстенная и большая. Черты у нее неправильные, но она, можно сказать, очень даже хорошенькая. Только чересчур хрупкая и маленькая. Она учительница пения.

И в таком духе написана вся пьеса. Однако среди пустыни бессмыслицы встречаются и оазисы здравомыслия. Мозг сбитого с толку читателя неожиданно различает вполне адекватные замечания, например, такие, как «у сердца нет возраста» или «истина где-то посередине». Герои также вспоминают об исключительной важности личного опыта и об опасностях неразборчивости.

При этом речь не идёт о бессвязном монологе или прерывистом потоке сознания. В пьесе несколько действующих лиц - две супружеские пары (Смиты и Мартины), служанка (она же Шерлок Холмс) и неожиданный гость в лице пожарника. Противоречивыми фразами герои пытаются взаимодействовать друг с другом. Обмениваясь лишёнными какого-либо видимого смысла репликами, они, казалось, надеются обрести иллюзию взаимопонимания.
Естественно, при таком раскладе возможности коммуницировать стремятся даже не к нулю, а к отрицательным величинам. Растущее количество поспешно произносимых слов разъединяет, вместо того, чтобы сближать. Персонажи пьесы как будто боятся не успеть высказаться и без устали генерируют одно абсурдное высказывание за другим. Но нельзя ли само отсутствие взаимопонимания рассматривать как вид коммуникации? Что-то вроде того, что отрицательный результат - тоже результат?.. Согласна, мысль, в пандан самой пьесе, находится за гранью привычной логики.

Прочитала в одном вдумчивом обзоре на Лайвлибе, что отсутствием смысла в разговорах персонажей автор хотел провести параллель с обучением иностранных языков. Бессвязные высказывания призваны продемонстрировать модель диалогов в языковых учебниках, с которыми Ионеско был знаком не понаслышке. Чтобы отличить настоящее время от прошлого, а сравнительную степень от превосходной, нет необходимости в связном и содержательном тексте.
Звучит логично, но мне после прочтения пьесы пришла в голову другая ассоциация.
В современном мире к наиболее верным способам окунуться в хаос относится неожиданная утрата помощника в виде искусственного интеллекта. По многим вопросам нашей повседневной жизни мы привыкли обращаться к алгоритмам с признанной репутацией. Мы «зовём» их и когда хотим уточнить тот или иной отвлечённый факт, и когда нам нужна практическая рекомендация. Мы привыкли доверять информации, которой высокие (и не очень) технологии нас снабжают...
Допустим, вам нужно добраться из пункта A в пункт C. Вы, смею предположить, введёте запрос в гугл или яндекс-карты, полагаясь на их надёжность. А что если первый ответ будет нелепым и второй окажется не менее абсурдным?
С хромающими входными данными ясность будет утеряна и любое планирование потеряет смысл.
В дополнение к этому представим, что перестанут корректно работать и другие ресурсы. Скажем, сегодня у вас на банковской карте одна сумма, а завтра - другая, хотя вы никаких операций со счётом не производили...
Мир такими темпами может быстро перейти из состояния относительной упорядоченности в состояние абсурда. Вкус и запах которого убедительно передаёт «Лысая певица» Ионеско.

Сильная сторона пьесы - правильные текстуальные пропорции. В ней ровно столько реплик, сколько требуется, чтобы лишить нас последних ориентиров, но при этом не успеть надоесть высоким градусом алогичности. Абсурд поражает, но не докучает.
В финале я почти была готова примириться с тотальным абсурдом. Да и так ли нам важно, женаты миссис и мистер Мартин много лет или только что познакомились в гостях у Смитов? Процесс переработки поступающей информации, в данном случае - текста пьесы, всегда субъективен. Эта извечная относительность восприятия доведена автором до крайности.
В конце концов, как говорит один из персонажей, «мы не обязаны всё знать». Да и надо ли?

Возникает легитимный вопрос: «А что же стало с причёской лысой певицы?» Что ж, прочтите пьесу и узнаете, но это не точно.

Спасибо rezvaya_books Екатерине за интересную рецензию, которая вдохновила меня прочитать пьесу.

Комментарии


Никуш, с наступившим!)
Тоже с пьесы начала новый год?
Кстати, ты знала, что Ионеско однажды спросил русского друга о том, писал ли Платонов пьесы.
На тот момент они ещё не были известны но он почувствовал что Платонов - это драматург.
Забавно.

Логика давно умерла и похоронена. По сцене шествует немного бурлескный хаос.

Представил себе наступательную линию кордебалета, но розовые и оголённые ножки озорно вскидывают и опускают - слоники)

Давно приглядываюсь к Ионеско.
Ник, а с кем его можно сравнить? Примерно?

Обмениваясь лишёнными какого-либо видимого смысла репликами, они, казалось, надеются обрести иллюзию взаимопонимания.

А логика есть. Если мир лишён смысла и мысль, по Тютчеву, нельзя выразить и она обращается в ложь, то нужно общаться изнанками слов и смыслов.)
В детстве знал девочку, которая могла говорить слова и предложения наоборот, и у неё была подруга, с которой они счастливо обменивались этим бредом, понимая друг друга. И когда я их долго слушал, у меня кружилась голова)

Естественно, при таком раскладе возможности коммуницировать стремятся даже не к нулю, а к отрицательным величинам.

Ник, а тонко.
Вроде Хлебников это нащупывал: попытка вернуться смыслом и словом в устье тишины и бессловесности мира: штиля сознания. Как бы лысое и младенческое сознание)

Но нельзя ли само отсутствие взаимопонимания рассматривать как вид коммуникации? Что-то вроде того, что отрицательный результат - тоже результат?..

Никуш, из тебя вышел бы очаровательный астроном-оптимист)

А что если первый ответ будет нелепым и второй окажется не менее абсурдным?

Ник, а чудесная мысль у тебя.
Не так давно разыгралась трагедия.
Два парня поехали в Сибирь, и гугл им проложил путь до цели, самый короткий, но он шёл через старую дорогу, по которой мало кто ездит.
Тут вроде человеку подумать: так, за окном - 40, никого нет. Сумерки. Если с машиной что-то случится - хана. Зато короткая дорога.
Гугл то холода не чувствует: он общался с парнями на своём языке. Они на своём понимали.
В итоге.. один из них умер а второй в коме. Поговорили с гуглом.

В конце концов, как говорит один из персонажей, «мы не обязаны всё знать». Да и надо ли?

Сократ бы с тобой согласился, Ник, как и его жена))

Никуш, спасибо за прелестную рецензию)
Здорово ты, как обычно, свернула в свою интерпретацию)
Тёплого вечера, Ник)


И тебя с наступившим, Саш! Надеюсь, начало года было и остаётся для тебя удачным))

Представил себе наступательную линию кордебалета, но розовые и оголённые ножки озорно вскидывают и опускают - слоники)

Рассмешил... тоже представила танцующих слоников :)

Ник, а с кем его можно сравнить? Примерно?

Непростой вопрос, Саш. Эта пьеса - пока единственное, что я у него читала. И своей одновременно бессодержательностью и обыденностью она мне смутно напомнила (ты только, пожалуйста, не бойся) некоторые описания из "Улисса" :)
Но сегодня начала читать Эжен Ионеско - Носорог (сборник) . Там можно почувствовать кафкианские мотивы (в частности "Превращение)...
И да, что-то у меня год начался с пьес, хотя я больше по части прозы)) Надо расширять горизонты)

Не так давно разыгралась трагедия.
Два парня поехали в Сибирь, и гугл им проложил путь до цели

Жуткая какая история... У меня периодически мелькает мысль, что не надо слишком полагаться на "умные" технологии (не говоря уже про разные "экспертные" статьи). К сожалению, они пока не всегда такие уж умные... И ты точно подметил про разницу языков - человеческого и гугла.

Сократ бы с тобой согласился, Ник, как и его жена))

Ну, значит я в хорошей компании :) Успокоил, Саш) А то я начала опасаться, что становлюсь каким-то апологетом невежества)))

Спасибо большое за доброе внимание, Сашуль! Отличного тебе завтра январского дня)

P.S. Видела, что ты опубликовал статью на пьесу Платонова. Скоро приду читать)


(ты только, пожалуйста, не бойся) некоторые описания из "Улисса" :)

Ник, меня брат пугал в детстве, к месту и нет, Фреди Крюгером, а ты - Улиссом))
Про Носорога я наслышан. И правда на Кафку вроде похоже.
Ждём-с, чего то интересного, если решишься на рецензию)

Чудесного зимнего дня, Никуш)


меня брат пугал в детстве, к месту и нет, Фреди Крюгером, а ты - Улиссом))

Саш, это скорее моё подсознание, которое побаивается Улисса, везде видит его следы)) А у меня даже книга есть под рукой...

чего то интересного, если решишься на рецензию)

:) Я, кстати, думаю всё-таки написать про лекции Набокова о "Дон Кихоте"... когда все праздники окончательно завершатся (у меня ещё др в январе :) )

Спасибо, Саш! И тебе чудесного дня))

P.S. Подумала, что Ионеско можно, наверное, сравнить с Сэмюэлем Беккетом... но это хромающая ассоциация)


У тебя Улисс под рукой?)
У меня только Дублинцы)) Мне легче.
Ты держись там)

Здорово! На Лекции будет рецензия?
Никуш, а если не секрет, какого у тебя др.?)


Ты держись там)

Постараюсь)) С "Улиссом" так просто не справиться, нужна подготовка))
А ДР у меня 10 января :)


Спасибо, Никуш)
И чудесного вечера тебе)


Ой, как я рада, что вдохновила вас на чтение этой пьесы!
Прекрасная параллель с нашей современностью! Спасибо за рецензию!


Спасибо большое)
Удачного Вам года!)


Спасибо! И вам хорошего года и только хороших книг!


Она была актрисою
Ну абсолютно лысою.


:) Что не мешало ей часто менять причёску))
Спасибо за внимание)


Блестящая рецензия! Юмор, абсурд, анализ,  философия и ужасная интрига в конце. Занёс в хотелки. Жду рецензию на "Носорога". :)
Большое спасибо, Ника!

Большущее спасибо за поддержку, Женя) Рада, что ты заглянул на огонек :)
Про "Носорога" напишу, главное - собраться с разбегающимися мыслями...