Больше рецензий
5 января 2021 г. 20:08
2K
4 Гимн абсурду
РецензияМиссис Смит. У нас нету времени.
Пожарник. А эти часы?
Мистер Смит. Они неверные. У них дух противоречия. Они вечно показывают прямо противоположное время.
Представьте, что имеется множество ингредиентов, которые сочетаются друг с другом так же, как слон и тесная посудная лавка. Из этих разрозненных элементов сложили цельную мозаику, которая не лишена определённой гармонии.
Логика давно умерла и похоронена. По сцене шествует немного бурлескный хаос.
Происходящее может вызывать самый разный отклик - от полного одобрения до неприятия. Мои впечатления ближе к верхней границы оценочной шкалы. О вкусах, как известно, не спорят, но погружение в мир абсурда читателям гарантировано.
Перед тем как поближе рассмотреть пьесу, бросим взгляд на инсталляцию в стиле абсурд - пример визуализации (относительного) единства в разнообразии.
Фото извлечено из моих архивов
Пьеса соткана из алогичных контрастов и бессодержательных фраз. Текст Эжена Ионеско - дерзкий вызов законам рациональности и всему, что можно охарактеризовать эпитетом картезианский.
По меткому выражению Умберто Эко, «бессвязность диалога [у Ионеско] тем и объясняется, что он передаёт общую невразумительность бытия».
Не только каждый пассаж «Лысой певицы» состоит из своеобразных смысловых оксюморонов, но противоречиями наполнены и отдельные предложения. В пределах едва ли не каждой фразы обитает подобие антитезы.
Мистер Мартин. Я ехал вторым классом, мадам. В Англии не существует второго класса, но я тем не менее всегда езжу вторым классом.
Миссис Мартин. Как это странно, как удивительно и какое совпадение! Я тоже, мсье, ехала вторым классом.
Другой пример:
Черты у нее правильные, но хорошенькой ее не назовешь. Слишком толстенная и большая. Черты у нее неправильные, но она, можно сказать, очень даже хорошенькая. Только чересчур хрупкая и маленькая. Она учительница пения.
И в таком духе написана вся пьеса. Однако среди пустыни бессмыслицы встречаются и оазисы здравомыслия. Мозг сбитого с толку читателя неожиданно различает вполне адекватные замечания, например, такие, как «у сердца нет возраста» или «истина где-то посередине». Герои также вспоминают об исключительной важности личного опыта и об опасностях неразборчивости.
При этом речь не идёт о бессвязном монологе или прерывистом потоке сознания. В пьесе несколько действующих лиц - две супружеские пары (Смиты и Мартины), служанка (она же Шерлок Холмс) и неожиданный гость в лице пожарника. Противоречивыми фразами герои пытаются взаимодействовать друг с другом. Обмениваясь лишёнными какого-либо видимого смысла репликами, они, казалось, надеются обрести иллюзию взаимопонимания.
Естественно, при таком раскладе возможности коммуницировать стремятся даже не к нулю, а к отрицательным величинам. Растущее количество поспешно произносимых слов разъединяет, вместо того, чтобы сближать. Персонажи пьесы как будто боятся не успеть высказаться и без устали генерируют одно абсурдное высказывание за другим. Но нельзя ли само отсутствие взаимопонимания рассматривать как вид коммуникации? Что-то вроде того, что отрицательный результат - тоже результат?.. Согласна, мысль, в пандан самой пьесе, находится за гранью привычной логики.
Прочитала в одном вдумчивом обзоре на Лайвлибе, что отсутствием смысла в разговорах персонажей автор хотел провести параллель с обучением иностранных языков. Бессвязные высказывания призваны продемонстрировать модель диалогов в языковых учебниках, с которыми Ионеско был знаком не понаслышке. Чтобы отличить настоящее время от прошлого, а сравнительную степень от превосходной, нет необходимости в связном и содержательном тексте.
Звучит логично, но мне после прочтения пьесы пришла в голову другая ассоциация.
В современном мире к наиболее верным способам окунуться в хаос относится неожиданная утрата помощника в виде искусственного интеллекта. По многим вопросам нашей повседневной жизни мы привыкли обращаться к алгоритмам с признанной репутацией. Мы «зовём» их и когда хотим уточнить тот или иной отвлечённый факт, и когда нам нужна практическая рекомендация. Мы привыкли доверять информации, которой высокие (и не очень) технологии нас снабжают...
Допустим, вам нужно добраться из пункта A в пункт C. Вы, смею предположить, введёте запрос в гугл или яндекс-карты, полагаясь на их надёжность. А что если первый ответ будет нелепым и второй окажется не менее абсурдным?
С хромающими входными данными ясность будет утеряна и любое планирование потеряет смысл.
В дополнение к этому представим, что перестанут корректно работать и другие ресурсы. Скажем, сегодня у вас на банковской карте одна сумма, а завтра - другая, хотя вы никаких операций со счётом не производили...
Мир такими темпами может быстро перейти из состояния относительной упорядоченности в состояние абсурда. Вкус и запах которого убедительно передаёт «Лысая певица» Ионеско.
Сильная сторона пьесы - правильные текстуальные пропорции. В ней ровно столько реплик, сколько требуется, чтобы лишить нас последних ориентиров, но при этом не успеть надоесть высоким градусом алогичности. Абсурд поражает, но не докучает.
В финале я почти была готова примириться с тотальным абсурдом. Да и так ли нам важно, женаты миссис и мистер Мартин много лет или только что познакомились в гостях у Смитов? Процесс переработки поступающей информации, в данном случае - текста пьесы, всегда субъективен. Эта извечная относительность восприятия доведена автором до крайности.
В конце концов, как говорит один из персонажей, «мы не обязаны всё знать». Да и надо ли?
Возникает легитимный вопрос: «А что же стало с причёской лысой певицы?» Что ж, прочтите пьесу и узнаете, но это не точно.
Спасибо rezvaya_books Екатерине за интересную рецензию, которая вдохновила меня прочитать пьесу.
Комментарии
Никуш, с наступившим!)
Тоже с пьесы начала новый год?
Кстати, ты знала, что Ионеско однажды спросил русского друга о том, писал ли Платонов пьесы.
На тот момент они ещё не были известны но он почувствовал что Платонов - это драматург.
Забавно.
Представил себе наступательную линию кордебалета, но розовые и оголённые ножки озорно вскидывают и опускают - слоники)
Давно приглядываюсь к Ионеско.
Ник, а с кем его можно сравнить? Примерно?
А логика есть. Если мир лишён смысла и мысль, по Тютчеву, нельзя выразить и она обращается в ложь, то нужно общаться изнанками слов и смыслов.)
В детстве знал девочку, которая могла говорить слова и предложения наоборот, и у неё была подруга, с которой они счастливо обменивались этим бредом, понимая друг друга. И когда я их долго слушал, у меня кружилась голова)
Ник, а тонко.
Вроде Хлебников это нащупывал: попытка вернуться смыслом и словом в устье тишины и бессловесности мира: штиля сознания. Как бы лысое и младенческое сознание)
Никуш, из тебя вышел бы очаровательный астроном-оптимист)
Ник, а чудесная мысль у тебя.
Не так давно разыгралась трагедия.
Два парня поехали в Сибирь, и гугл им проложил путь до цели, самый короткий, но он шёл через старую дорогу, по которой мало кто ездит.
Тут вроде человеку подумать: так, за окном - 40, никого нет. Сумерки. Если с машиной что-то случится - хана. Зато короткая дорога.
Гугл то холода не чувствует: он общался с парнями на своём языке. Они на своём понимали.
В итоге.. один из них умер а второй в коме. Поговорили с гуглом.
Сократ бы с тобой согласился, Ник, как и его жена))
Никуш, спасибо за прелестную рецензию)
Здорово ты, как обычно, свернула в свою интерпретацию)
Тёплого вечера, Ник)
И тебя с наступившим, Саш! Надеюсь, начало года было и остаётся для тебя удачным))
Рассмешил... тоже представила танцующих слоников :)
Непростой вопрос, Саш. Эта пьеса - пока единственное, что я у него читала. И своей одновременно бессодержательностью и обыденностью она мне смутно напомнила (ты только, пожалуйста, не бойся) некоторые описания из "Улисса" :)
Но сегодня начала читать Эжен Ионеско - Носорог (сборник) . Там можно почувствовать кафкианские мотивы (в частности "Превращение)...
И да, что-то у меня год начался с пьес, хотя я больше по части прозы)) Надо расширять горизонты)
Жуткая какая история... У меня периодически мелькает мысль, что не надо слишком полагаться на "умные" технологии (не говоря уже про разные "экспертные" статьи). К сожалению, они пока не всегда такие уж умные... И ты точно подметил про разницу языков - человеческого и гугла.
Ну, значит я в хорошей компании :) Успокоил, Саш) А то я начала опасаться, что становлюсь каким-то апологетом невежества)))
Спасибо большое за доброе внимание, Сашуль! Отличного тебе завтра январского дня)
P.S. Видела, что ты опубликовал статью на пьесу Платонова. Скоро приду читать)
Ник, меня брат пугал в детстве, к месту и нет, Фреди Крюгером, а ты - Улиссом))
Про Носорога я наслышан. И правда на Кафку вроде похоже.
Ждём-с, чего то интересного, если решишься на рецензию)
Чудесного зимнего дня, Никуш)
Саш, это скорее моё подсознание, которое побаивается Улисса, везде видит его следы)) А у меня даже книга есть под рукой...
:) Я, кстати, думаю всё-таки написать про лекции Набокова о "Дон Кихоте"... когда все праздники окончательно завершатся (у меня ещё др в январе :) )
Спасибо, Саш! И тебе чудесного дня))
P.S. Подумала, что Ионеско можно, наверное, сравнить с Сэмюэлем Беккетом... но это хромающая ассоциация)
У тебя Улисс под рукой?)
У меня только Дублинцы)) Мне легче.
Ты держись там)
Здорово! На Лекции будет рецензия?
Никуш, а если не секрет, какого у тебя др.?)
Постараюсь)) С "Улиссом" так просто не справиться, нужна подготовка))
А ДР у меня 10 января :)
Спасибо, Никуш)
И чудесного вечера тебе)
Ой, как я рада, что вдохновила вас на чтение этой пьесы!
Прекрасная параллель с нашей современностью! Спасибо за рецензию!
Спасибо большое)
Удачного Вам года!)
Спасибо! И вам хорошего года и только хороших книг!
Она была актрисою
Ну абсолютно лысою.
:) Что не мешало ей часто менять причёску))
Спасибо за внимание)
Большое спасибо, Ника!
Большущее спасибо за поддержку, Женя) Рада, что ты заглянул на огонек :)
Про "Носорога" напишу, главное - собраться с разбегающимися мыслями...