Больше рецензий

9 января 2021 г. 11:42

493

5 История европейской живописи в биографиях натурщиц, жен, матерей и любовниц

Анна Матвеева. Картинные девушки

Идея – вот настоящий талант писателя Анны Матвеевой. Ей удается твердой рукой поймать неуловимые запахи эпохи, нюансы человеческого бытия и уложить на страницы книги. Найти такой поворот казалось бы исхоженной вдоль и поперек темы, который раньше никому и в голову не приходил. Таков замысел и ее лучшего романа «Завидное чувство Веры Стениной», и чудного сборника рассказов «Девять девяностых», и беллетристического сборника о жителях Екатеринбурга «Горожане», и новой книги «Картинные девушки». Мы постоянно смотрим на полотна великих художников и даже не задумываемся, насколько могут быть интересными истории, скрытые на поверхности. Можно десяток раз просматривать картины Мане, повесить на стену репродукцию Боттичелли, купить альбом Шагала – и не увидеть почти детективного сюжета отношений художника со своей Музой. За нас это сделает писатель, умеющий различать события за тонкой корочкой реальности.

Сборник посвящен судьбам главных женщин величайших художников Европы от античности до двадцатого века. Они – музы, жены, любовницы, матери, натурщицы. Они не только стояли перед мольбертом живописца, но сумели повлиять на историю живописи. Сделать ее одухотворенной, полной любви, красоты, поиска истины. Можно с уверенностью сказать, что в жизни каждого гения должна была быть неординарная женщина, которая занимала бы его душу, иногда заботилась о его носках и ужине, иногда терзала своей неверностью, в любом случае – вдохновляла. В судьбах «картинных девушек» прослеживается идеал эпохи. В возрожденческие годы – женщина носитель высшей красоты, встреча с ней может быть краткой, но ее образ будет с художником и после ее смерти. В новое время – она жена, предмет эротической страсти и, с другой стороны, хозяйка его дома. Эпоха модерна могла сделать женщину музой одновременно или последовательно нескольких художников, собирательницей талантов. Музой могла стать мать, охраняющая пороки и слабую волю сына, позволяющая ему творить в относительно спокойном домашнем мире. Двадцатый век подарил целую вереницу «вдохновительниц», порою не менее талантливых, чем сами гении. Одни беззаветно посвящали себя мужчине, другие были независимы и даже деспотичны. Галантность, приземленность, порочность, самостоятельность. Они такие разные и вместе с тем образуют плотную сюжетную канву книги, логичную и последовательную. Они сшивают жизнь художника с его призванием, не позволяют отойти от творчества и стремиться воплотить в тысячах картинных сюжетов представление не только о красоте и идеале, но и о жизни и смерти.

Как я уже сказал, это почти детективные истории. Не только с точки зрения интриги, но и с точки зрения «следовательского» поиска фактуры. Писателю пришлось покорпеть над источниками, собрать из мемуаров, художественной и исследовательской литературы, газетных статей, обрывков портрет каждой Музы. Если вам порою кажется, что факты, истории, сюжеты отдельных глав общедоступны – это только иллюзия, создаваемая Анной Матвеевой. Простоты и легкости изложения, за которой не виден скрупулезный поиск и титанический труд. Но труд этот, по всей видимости, не тяжел для автора. И в других своих книгах Анна Александровна демонстрирует отличное знание истории искусства, не просто знание, а прям-таки интимное понимание живописных полотен. Ей удается читать рисунок как текст, открывающий глубинные эмоции и движения души героини портрета и художника. Этот интеллектуальный диалог современного писателя и ушедших гениев, запечатленных женщин и составляет главное достоинство книги, прелесть текста. Ощущение живых людей, а не картин, - то, что остается после прочтения и что заставляет вспоминать тот или иной сюжет. Проиграть отношения, подумать над судьбой, строить предположения, как могли бы сложиться пути истории, если бы… Хотя мы знаем, что история не знает сослагательного наклонения.

У каждого, конечно, сложатся свои отношения с героинями. Кто-то будет восхищать, кто-то раздражать, кто-то останется непонятой. Мои любимицы после чтения – Симонетта Веспуччи, Мизиа Серт и Белла Розенфельд. И еще я проникся каким-то большим уважением и восхищением к Елене Дьяконовой – вот уж кто точно смог создать своего художника и поместить его в пантеон великих. Читайте, открывайте сюжеты. Ведь эти «девушки» вовсе не картинные, это самостоятельные и яркие личности. Все они имели свою судьбу, свои желания, свои страсти – и почти все свой путь в жизни и искусстве, который не исчерпывается биографией их художника, созданными портретами.

Читать «Картинных девушек» стоит недалеко от гаджета с доступом в интернет. Если только вы не знаете историю живописи во всех деталях, вам придется постоянно искать репродукции картин и «сверять текст» по шедеврам. Мне пришлось пересмотреть больше половины полотен и рисунков, упоминаемых в книге. Иногда даже пересматривать знакомые работы, в которых я умудрился «пропустить самые интересные страницы», как говаривал Генрих Айзенштайн. Такая интерактивная манера чтения делает повествование более наполненным и более познавательным.

Кстати, у Анны есть и свои «музы» - два прекрасных сына, Егор и Фёдор, которым в конце книги присутствует особая благодарность.

январь 2020

Комментарии


Читать «Картинных девушек» стоит недалеко от гаджета с доступом в интернет. Если только вы не знаете историю живописи во всех деталях, вам придется постоянно искать репродукции картин и «сверять текст» по шедеврам. Мне пришлось пересмотреть больше половины полотен и рисунков, упоминаемых в книге. Иногда даже пересматривать знакомые работы, в которых я умудрился «пропустить самые интересные страницы», как говаривал Генрих Айзенштайн.

-

Сто процентов! весь интернет перелистала , чтобы увидеть! Иначе - никак! И это здорово! я бы рекомендовала эту книгу "юношам, обдумывающим житье". Очень пользительное чтение для развития интеллекта


Спасибо большое за поддержку! И очень рад, что Вам тоже понравилась эта книга :)


А как такое может не нравится?! Каждая из описанных судеб тянет на большой роман! Меня просто потрясла судьба Мизи Серт. Вот бери, пиши, а потом снимай сериал. Домохозяек за уши не оторвешь!