Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

16 января 2021 г. 07:10

2K

4 «…А я в белом пальто стою красивый!»

Боже, как же вымотала меня эта книга! Всего-то 288 стр., а кажется, что все 800 набралось, настолько это было тягомотно! Нельзя не отметить гениальность Генриха Бёлля, книга эта написана замечательно, но читать ее неприятно, тяжело, хочется поскорее с ней разделаться. Тоска – вот, что она вызывает. Тоска, уныние и… странное омерзение, словно рассказали тебе об особенно отвратительном преступлении.

«Глазами клоуна» похожа на «Бильярд в половине десятого»: основные события занимают один день, при этом книга пестрит яркими флешбеками обо всем на свете. Но «Бильярд…» показался мне объемнее (за счет своей проблематики и символизма), «Глазам…» же не хватает масштаба, это камерная история, ограниченная восприятием главного героя. Я пыталась найти в ней то «светлое», о чем говорилось в аннотации – и ничего не получилось. Эта книга не о свете. Она – о нелюбви и непонимании, эгоизме и жестокости.
картинка ShiDa
Ганс Шнир – клоун из заглавия. С невероятной дотошностью он рассказывает свою историю: как его воспитывали в богатейшей семье Бонна, как погибла его сестра Генриетта, как он влюбился в Марию, как стал клоуном, а затем – как началось его «падение».

После того, как Мария бросила его, он начал спиваться, а пьяный клоун – такое себе развлечение. Закончилось тем, что героя Бёлля выгнали из профессии (иначе не скажешь), и без гроша в кармане он возвратился в родной Бонн в надежде, что родственники и давние знакомые помогут ему встать на ноги. Гансу очень нужны деньги. Из своей квартиры он звонит всем знакомым, рассчитывая, как попросить у них денег. Названивает действительно всем, в т.ч. тем, кого глубоко презирает. Попутно он вспоминает Марию, сетует на то, что у него «врожденная склонность к моногамии», злится и размышляет, как бы вернуть ее.

Ганс – человек творческий, и этим можно объяснить его тотальный эгоцентризм (хотя он и отрицает подобное). Но мне категорически не понравилось его, творческого человека, противопоставление проклятым обывателям (привет, «Мартин Иден»!) Ганс никого не любит, даже на приятных ему людей смотрит с мыслью: «А чем ты можешь быть полезен?» (окей, тяжелое положение, согласна-согласна!) – а тех, кто ему неприятен, всячески поносит. А неприятны ему почти все. Естественно, этим он отталкивает даже тех, кто любит его (например, брата Лео).

Помимо этого у Ганса есть навязчивая ненависть, а именно ненависть к католичеству. Эта ненависть настолько велика, что чуть ли не на каждой странице встречаются оскорбления католиков, их церкви, их объединений и проч. Все католики (даже брат Лео) отвратительны. Все – лицемеры. Честно, я ничего не имею ни против христиан (и остальных верующих), ни против атеистов. Кто у меня вызывает неприязнь, так это фанатики, а главный герой Бёлля как раз такой фанатик, воинствующий атеист, который не может пройти мимо католика и не уколоть его злым словом. Бёлль не раскрывает всех причин ненависти главного героя, но мне лично кажется, что все дело в Марии, а точнее… в отношении Ганса к Марии.

Если смотреть со стороны, то отношения Ганса и Марии («ах, великая любовь!») – это далеко не трогательная история, есть в ней много грязного… мерзковатого. Во-первых, как началась эта любовь? Ганс толком не знал Марию (но знал, что она католичка и бережет себя), ни разу с ней не поговорил, но внезапно воспылал к ней «моногамной любовью». И потому решил по-простому притащиться к ней вечером, воспользоваться ключом от нее дома (!), тайком забраться в ее комнату и совратить ее. Поскольку Марии он нравился (наверное), все получилось, но как-то это мерзко – явиться в комнату девушки без разрешения, домогаться ее… Из-за этого Мария должна была уехать (очень быстро все об этом узнали), а Ганс поехал за ней. Но и в этом ничего романтичного нет. Становится понятно, что у влюбленных нет ничего общего. Мария скучает по родному городу, по друзьям-католикам, а главный герой ревнует ее. Он хочет, чтобы она принадлежала ему одному, чтобы думала только о нем. В понимании Марии они живут «во грехе», но Ганса это не очень-то заботит. Он постоянно говорит, что любит ее навсегда, но не хочет жениться, ибо при заключении брака нужно давать обещание, что «дети будут воспитываться в католичестве». И плевать, что любимой Марии это важно. Когда же Мария от него уходит, объясняя это их несовместимостью, он заряжается мыслью, что Марию увели силой. «Чертовы католики, отняли у меня любимую!» Он не понимает, что женщина может уйти сама. Нет же, она – корова, которую ночью уводят из стойла.
картинка ShiDa
Собственническое отношение к женщинам доказывают и мимолетные высказывания героя: так, он доказывает, что хорошая женщина должна быть «сострадательна» к мужчине, и если он ее хочет, должна ему отдаваться (как Мария в их первый раз, простите?).

«…Мне кажется, американцы бы сожгли на костре… каждую женщину, которая делает «то самое» не ради денег и не по страсти, а только из сострадания к мужской природе».

А если женщина не согласна на секс из жалости, то:

«Это не что иное, как бесчеловечность там, где единственно человечным было бы проявить сострадание».

Симпатий к главному герою это, конечно, не добавляет.

Опять же, если отвлечься от токсичного главного героя, то книга прекрасна. Но Ганса в ней так много и он такой душный, что хочется застрелиться поскорее. С кем реально хотелось бы побыть, так это с его братом Лео или с его отцом. Но с Гансом – увольте. Если Бёлль хотел показать человека, от которого не терпится убежать, то у него все получилось. А если он хотел сопереживания… Я сама слабый творческий человек (ага), но чтобы я так бухтела на жизнь и жаловалась, что никто меня не понимает… ну нет. Простите.

Прочитано в рамках Игры в классики (15 тур), От А до Я и Собери их всех.

Комментарии


О, Бёлль)
Не так давно узнал, что Бёлль был большим поклонником творчества Андрея Платонова, и у него на письменном столике был его маленький бюст.

как погибла его сестра Генриетта, как он влюбился в Марию, как стал клоуном, а затем – как началось его «падение».

Слышал об этом романе.
Чем-то напоминает мне Записки из подполья и Падение Камю. Но с ноткой трагической арлекиниады.

Но мне категорически не понравилось его, творческого человека, противопоставление проклятым обывателям (привет, «Мартин Иден»!)

Интересное сравнение с Иденом, Даян.
Я тоже чуточку творческий человек.. но никогда особо не понимал как можно огульно вот так всех презирать и возвышаться над ними, разделять... делить людей.
Да, на эмоциях порой многое скажешь, но как-то равно: и на себя и на "того". Но больше на.. идею, порыв, действие, что пронзило или тебя или другого человека.
Но потом то момент рефлексии и стыда.
Порой заденешь чем-то человека и всё неделю ходишь сам не свой, чуть не до самоубийства мысли доходят... а потом с изумлением узнаёшь, что этот человек вообще не заметил как ты его чем-то задел или сделал больно)
Нет, я понимаю, что часто это... вот такое противопоставление и эгоцентризм, это вид защиты души, часто разной: ранимой, тревожной, неуверенной, эгоистичной даже..
У Байрона было нечто подобное. Но там бунт был и за этим часто детским бунтов обвинения, скрывалась очень ранимая душа.

Кто у меня вызывает неприязнь, так это фанатики, а главный герой Бёлля как раз такой фанатик, воинствующий атеист, который не может пройти мимо католика и не уколоть его злым словом

Тоже не понимаю фанатиков.
Давай ненавидеть всякую ненависть, Даян?)
Хотя нет.. ненавидеть тоже, плохое чувство.
Скорее.. недоумение и грусть.
Аллергия нравственная, вот!
У нас с тобой аллергия на фанатизм, Даян)
Ну, у меня ещё и на цветение лебеды и мандарины))

Поскольку Марии он нравился (наверное), все получилось, но как-то это мерзко – явиться в комнату девушки без разрешения, домогаться ее…

И правда ужасно.
Знаешь.. а часто вот такими словами светлыми, как моногамия, прикрывают некий эгоцентризм своей идеи. Идти напролом к одной цели, идее, и не важно часто какой.

что хорошая женщина должна быть «сострадательна» к мужчине, и если он ее хочет, должна ему отдаваться (как Мария в их первый раз, простите?).

Не знаю, для меня это всё тоже насилие.. только изощрённое и потому более мерзкое.

С кем реально хотелось бы побыть, так это с его братом Лео или с его отцом.

И правда, есть книги, с героями которых хотелось бы дольше побыть... и часто это не главные герои.
Забавно, что авторы часто не знают, кто гг у них)

Даяна, спасибо за прекрасную рецензию)
Очень понравилась.
Прекрасного и безмятежного дня тебе)


Нет, я понимаю, что часто это... вот такое противопоставление и эгоцентризм, это вид защиты души, часто разной: ранимой, тревожной, неуверенной, эгоистичной даже..

Да я сама инфантильная, просто ужасно, но вот тоже не понимаю этого. И ненависти к остальным не понимаю. У меня может быть недоумение, страх за себя, но чтоб ненависть, презрение...

У нас с тобой аллергия на фанатизм, Даян)
Ну, у меня ещё и на цветение лебеды и мандарины))

У меня как-то была аллергия на черешню. Это было ужасно, так страшно распухло лицо ;((( Жалко, если аллергия на мандарины, я, скажем, их очень люблю, не знаю, как прожила бы всю жизнь без них.

Прекрасного и безмятежного дня тебе)

Взаимно ;))


Аллергия на черешню?
Не знаю, у меня с детства любовь к черешне.
Когда ещё за забор в резиденцию мэра лазил и там жила огромная собака. А забор был усеян оскалом стекла сверху и мазута.
Вот как я любил черешню)
Без мандаринов я могу обойтись)
У меня вообще фруктово-ягодная душа, черничная душа)
А вот если бы бала аллергия на молоко.. на питьевые йогурты.. тогда была бы катастрофа))


Оооо, прям подпишусь под каждым словом! Книга написана прекрасно, но как же выматывает и раздражает главный герой.... Он всех ненавидит, но ему все должны... Я вас презираю, но дайте денег... Фу, блин.


Зато жизненно ;)


Мне, к счастью, в реальности настолько отбитые не встречались)


Спасибо за рецензию! Похоже, у меня "Бильярд..." останется единственной прочитанной книгой у автора.


Я еще Генрих Бёлль - Дом без хозяина хочу попробовать. Если верить описанию к книге, то это должно быть что-то как минимум трогательное.


А я как-то сразу выкинула из читалки, даже по авторскому стилю - не мое)