Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

1 февраля 2021 г. 19:49

1K

5

Из моих старых рецензий (как же они выручают меня, когда нет мыслей на новые тексты; да, звучит как-то не очень, но...)

My Heart Will Go On —
Мне давно нравилась эта песня, я думала, что это просто красивая мелодия. И относительно недавно узнала (спасибо Яндексу), что это песня из фильма «Титаник»! Не знаю, рискну ли посмотреть фильм, мне кажется, что я не выдержу. Но мелодия завораживает, от неё веет такой силой...

…К сожалению, придётся смириться с тем, что исчерпывающая правда о гибели «Титаника» уже не будет известна никогда. Несмотря на два расследования, проведённых сразу же после того, как плавучий дворец поглотили волны, многие детали так и остались невыясненными. Продолжают существовать «белые пятна», ряд свидетельств неполон, некоторые выводы при более подробном изучении не убеждают. Это породило многочисленные домыслы и спекуляции, а также самые невероятные легенды. Часть из них настолько укоренилась, что бытует и сегодня…

Не знаю, чего я ожидала от книги, написанной чешским автором, Губачеком Милошем: то ли описания сухих фактов о катастрофе, унесшей человеческие жизни:

…Во время первого и единственного плавания, начавшегося 10 апреля 1912 года из г. Саутгемптон (Великобритания) в Нью-Йорк (США), в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года затонул после столкновения с айсбергом. Число погибших, по различным данным, исчисляется от 1400 до 1517 человек (всего на борту было приблизительно 2200 человек).
Гибель «Титаника» — одна из величайших морских катастроф 20 века…

То ли описаний людей, переживших катастрофу или рассказа о тех, кто погиб в водах Атлантического океана.
Наверно, всего этого вместе, но никак не того, что написал автор. Совершенно. Это — правда, как пишет Милош Губачек, и ничего, кроме правды, правды, основанной на реальных фактах, воспоминаниях, исторических документах, точной выверке каждого факта.

Не ожидала подробного рассказа о кораблях вообще, о гонках между кораблями (это мне напомнило сцену из романа Майна Рида «Квартеронка»: гонку кораблей на Миссисипи, и то, как матросы кидали в топку куриц), о создании регулярного движения пароходов по Атлантике. Интересно было читать, но местами я ловила себя на мысли, что от обилия фактов, технических подробностей я начинаю скучать. Лишь когда я прочитала главы про корабли в целом (их две: первая «На трансатлантических линиях» и вторая «Строительство суперсудна»), то поняла, для чего были нужны все эти технические подробности: чтобы мы лучше представляли себе масштабы «Титаника»; причины, побудившие его построить, наглядность того, как важна безопасность на море и океане.

…Гибель великолепного «Титаника» — это результат пренебрежения своими обязанностями, излишней самоуверенности и неверия в возможность какой бы то ни было опасности. Только тогда, когда огромное судно поглотили воды Северной Атлантики, были приняты меры, чтобы подобная трагедия больше не повторилась. Но для полутора тысяч человек это уже было слишком поздно.
Мы прожили с тех пор более трёх четвертей столетия. Мы создали свои «Титаники» — из самых лучших материалов, руками самых лучших специалистов, снабдив их самыми надёжными рекомендациями. Но и нам грозит опасность поддаться чувству излишней самоуверенности, не заметить риска, пренебречь обязанностями. И за это мы заплатим жестокую цену. Трагический урок 1912 года не следует забывать и в эпоху турбореактивных самолётов, ракетных двигателей и атомных электростанций…

Мы прожили… более трёх четвертей столетия — книга написана в 1988-ом году, и только недавно, в 1985, «...совместная американско-французская экспедиция обнаружила затонувшее судно приблизительно в 800 км к юго-востоку от о. Ньюфаундленд». Второе издание данной книги (на чешском же языке) вышло в 1997-ом. В России, как я поняла, книга и вовсе вышла в 2000-ом.

Мы прожили, это есть, и теперь оглядываемся назад, смотрим, как и почему погиб «…новый, огромный, сверкающий «Титаник». Видим тех, кто отправился в первое путешествие на суперкорабле.

Я уже упоминала, что книга основана на реальных фактах. В аннотации написано, что книга снабжена фотографиями и чертежами. Чертежи это интересно: что, как, где находилось. Но вот фотографии… Я читала третью главу «Титаник» выходит в море», и автор пишет о тех, кто ждал отхода специального поезда утром 10 апреля 1912 года, который отвезёт их в Саутгемптон, к кораблю. Пишет так, как будто видел этих людей сам, знает всю их биографию, и показывает своим читателям фотографию: «Джон Джейкоб Астор среди других пассажиров на лондонском вокзале Ватерлоо утром 10 апреля 1912 года перед отходом специального поезда в Саутгемптон». И перед тобой не просто сухие строчки текста, но реальные, живые люди, со всеми их недостатками, достоинствами и непростыми характерами...

…Автор очень подробно, по крупицам, по минутам восстанавливает картину того, как затонул суперкорабль. Пишет о тех страданиях, которые пришлось пережить людям, оказавшимся ночью в ледяной воде; пишет о том, как люди боролись, ждали помощи и были спасены. Эти строки невозможно читать без слёз, настолько реалистична картина. Реалистична настолько, что кажется — ты находишься там, на терпящем бедствие корабле. Над тобой ярко сияют звёзды. Рядом ледовые поля. И вот мир взрывается криками, стонами, жаждой спасения. Шлюпок катастрофически не хватает, и людям отказывают в помощи, дабы не утонуть самим, и никто не жалуется, не проклинает тех, кто сидит и стоит в шлюпках: люди понимают, что если их возьмут, шлюпки утонут от перегрузки. А если нет, то в шлюпках перепуганные женщины и дети…

Страшно от этой картины, от того, что судно так быстро исчезло в водах Атлантики…

Я не буду писать подробно о причинах этой катастрофы, оставлю это за текстом рецензии. Стоит, ещё как стоит прочитать эту книгу, написанную интересно, увлекательно и необыкновенно реалистично.
Приведу в завершении своей рецензии цитату, завершающую книгу:

…Результаты американо-французской экспедиции позволили вынести окончательное решение: "Титаник" никогда не будет поднят с морского дна. У одних это вызывает сожаление, но у большинства — радость. Уникальное судно, былая гордость великой морской державы, уже три четверти столетия "отдыхает" в глубинах океана. Его красота давно померкла, стальные листы съедает ржавчина, водонепроницаемые переборки покоробились, роскошные интерьеры не существуют. Но трагическая судьба сверкавшего огнями плавучего дворца никогда не будет забыта.