moorigan

Эксперт

О да, я эксперт!

12 февраля 2021 г. 16:54

1K

5

Я очарована. Полностью и безоговорочно. Кажется, в полку моих любимых писателей прибыло (хотя я боюсь загадывать, помня о разочаровании, постигшем меня с Донной Тартт). Сара Перри меня покорила. Ее эссекский змей обвил кольцами мое воображение и не отпускает, а его сладкий яд проник в самые потаенные уголки моей души.

Я с большим скептицизмом отношусь к неовикторианским романам, так как автор либо неудачно пытается подражать Диккенсу, либо просто пишет современную историю в фальшивых декорациях. Кэбы, туман и обязательное чаепитие в пять вечера не создают атмосферу и не делают роман викторианским. Также мне всегда было интересно, с какой целью автор переносит своих героев в ту или иную эпоху, что заставляет его выбрать конкретное время и место, отказавшись от современности. Думаю, что многим нравится исторический антураж, а мысль, что каждому сюжету нужно свое обрамление, просто не приходит в голову. Надо понимать, что определенные вещи не могли произойти в рабовладельческом Риме, а другие – при дворе Людовика XIV. Но Сара Перри с честью избегает всех этих ловушек: ее история одновременно аутентична, современна и осмысленна. Не буду утверждать, что благодаря ее роману читатель переносится в викторианскую Англию, но определенно может посмотреть на эту эпоху под другим углом и в каком-то смысле к ней приблизиться.

Итак, «Змей в Эссексе». Главная героиня – молодая вдова Кора Сиборн, в своем вдовстве нашедшая не источник скорби, а все прелести свободы. Ее ситуация наилучшим образом демонстрирует положение женщины в те времена: до замужества она зависит от решений родителей, а после – от решений мужа. Увы, только в положении вдовы женщина могла рассчитывать на определенную степень независимости. В общем и целом, когда муж Коры, жестокий и грубый тиран, между прочим, умер, она наконец-то начала наслаждаться жизнью. Ее заветная мечта – совершить открытие в области палеонтологии. С этой целью она отправляется в городок Олдуинтер, графство Эссекс, где по слухам появилось существо, напоминающее динозавра. Эта поездка приносит в жизнь Коры новые встречи, новые впечатления, новые чувства, но самое главное – позволяет ей определить свое мироощущение, понять, чего она действительно хочет и чего не хочет, что для нее важно, а что второстепенно.

«Змей в Эссексе» - это история не только Коры Сиборн, но и тех людей, которые будут окружать ее на страницах романа. Конечно, кроме главных героев здесь есть второ- и третьестепенные персонажи, но не будет преувеличением сказать, что для автора они все важны, все имеют значение, и ни один из них не случаен. С одной стороны, каждый из персонажей что-то олицетворяет: Люк - науку и торжество разума, Спенсер - всепобеждающую силу дружбы, Марта - борьбу против социальной несправедливости, Фрэнк - разрыв поколений, Уилл - глубокую и тесную связь с Богом, Стелла - любовь к ближнему своему... И только Кора ничего не олицетворяет и ничего не воплощает, поэтому так легко она сходится со всеми и почти так же легко расстается. С другой, будучи символами, все персонажи являются живыми людьми, очень реальными, из плоти и крови, и я не могу припомнить книги, где бы мне нравились все герои до единого. Нет, серьезно, все эти люди внушают горячую симпатию, и даже когда наметился любовный треугольник с Корой в его вершине, я не могла принять сторону ни одного из претендентов на ее сердце. Впрочем, автор выбрала очень достойный финал для этой драмы.

Раз уж речь зашла о любовном треугольнике, то надо сказать, что в этой книге очень много пересекающихся линий привязанности, не обязательно любовной, порой дружественной, но абсолютно все персонажи оказываются в некой геометрической фигуре, где предмет вожделения или обожания приходится делить с кем-то другим. Присутствует аллюзия на комедии положений то ли Шекспира, то ли Оскара Уайльда, но жизнь совсем не комедия, и ничего смешного в этих многоугольниках нет. Вообще, Перри здесь отказывается от многих традиционных ходов викторианской и поствикторианской литературы. Страсти, кипевшие у сестер Бронте, приглушены мягким юмором с легкой щепоткой горечи, а матримониальные хэппи-энды Джейн Остин и вовсе получают новое прочтение. Здесь нет таких драм, какие бы не случались в нашей с вами жизни, и нет загадок, которые нельзя было бы разрешить самым рациональным образом. Благодаря этому возникает ощущение очень взрослой книги, такой, какую бы могла написать, к примеру, та же Остин, если бы надолго пережила «Доводы рассудка».

Но не треугольником единым. «Змей в Эссексе» лишь выглядит легкой и ажурной любовной историей, но на деле – это красивый роман о политике. Великий Габриэль Гарсиа Маркес якобы сказал, что «все книги в литературе рассказывают либо о любви, либо о смерти», но мне хотелось бы поспорить с мэтром и возразить, что каждая хорошая книга должна быть в какой-то степени о политике. Политика – это вовсе не что-то скучное, отвлеченное и нас не касающееся. Политика – это и есть наша жизнь, здесь и сейчас, примерно в той же мере, что и экономика. Я не знаю более интересных наук, как не знаю и более актуальных. И в «Змее в Эссексе» они на высоте. XIX век, викторианская эпоха – это вовсе не эпоха леди в турнюрах и нюхательных солей, это эпоха промышленного прогресса, экономических теорий, социальных трансформаций. Это время, когда время ускорило свой шаг. Это время – источник нашего с вами времени, то, откуда произрастают индивидуализм, свободный рынок, права человека и прочие маленькие прелести, которые мы замечаем только тогда, когда их у нас отбирают. Это время, когда гуманизм наконец-то начал шагать по планете, сойдя со страниц рафинированных джентльменов и шевалье. Это время, когда одна женщина смогла заняться палеонтологией, одна девочка захотела стать врачом или инженером, еще одна женщина предпочла браку сожительство, а домашнему уюту – бурную общественную деятельность. «Змей в Эссексе» - роман феминистский, роман либеральный, роман гуманистический. Он о положении женщин в обществе тогда и сегодня, он о важности финансовой независимости как для женщин, так и для мужчин, он о балансе религии и науки, веры и разума.

Последняя упомянутая мной тема совсем не последняя для понимания романа. Один из главных героев – священник, а завязка книги основана на мифическом существе, поэтому о вере и верованиях и о разнице между ними будет сказано немало. Уильям Рэнсом, слуга Божий, одновременно и носитель традиционных ценностей, достойный представитель своей Церкви, и ярый сторонник разумного. Удивительно, как в одном человеке могут сочетаться глубокая вера и свобода от суеверий. Хотя ничего удивительного здесь нет, и как раз это Сара Перри и хотела нам показать.

Можно бесконечно говорить о тематике и проблематике романа, его символах и аллюзиях, его психологизме и актуальности, но это в первую очередь книга, написанная божественно красивым языком. Я сладко жмурилась на описаниях природы и диалогах персонажей, каких-то маленьких штришках, которые и создают изумительную картину «Змей в Эссексе».

KillWish: Тур 6. В гостях у Дракулы или мистическое турбюро. Мишень № 4, «Kill Them All»

Комментарии

Я эту книгу то добавляю в виш, то выкидываю оттуда... Кажется, сейчас снова пойдет в.

+1 15.02.21

Неожиданно нестандартная неовикторианская книга. Мне кажется, не пожалеешь.

+2 18.02.21