Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

17 февраля 2021 г. 16:59

767

5

С героями из трилогии о Максиме Камерере я столкнулась необычным для себя путём: через экранизацию "Обитаемого острова". Потом и книгу прочитала. Её сюжет запомнился больше двух остальных двух повестей, наверное, потому, что движухи в нём больше и вообще больше человеческого, бурного, понятного на Саракше через прошлое Земли. Обе последующие повести более философские, научно обоснованные. "Обитаемый остров" - это полевое исследование на месте, а дальше научный поиск, выдвижение теорий, больше рассуждений. Такое впечатление сложилось у меня примерно 10 лет назад, что вынудило перечитать всю трилогию именно сейчас.
Из-за игровых обстоятельств (они уже давно управляют выбором моего чтения, а не я обстоятельствами) пришлось начать трилогию с середины. К тому же, трилогия - это часть "Мира Полудня", обстоятельства которого, кроме, конечно, прогрессоров, тоже уже забылись, да и прочитано было не всё в цикле и вразнобой.
"Жук в муравейнике" - это своеобразный детектив в фантастическом антураже. Через 20 лет после событий на Саракше Максим Камерер уже прочно втянулся в кабинетную работу, так сказать, прилип к офисному креслу (или на чём там сидят в комконе). Прилипнуть-то прилип, но формы ещё не растерял. Рано ещё. Вот и мечтает Максим после закрытия очередного дела рвануть с Алёной на курорт. Вполне респектабельный такой кабинетный работник, каждый раз подчёркивающий, что приключения прогрессорства остались в прошлом. Странником Рудольфом Сикорским Максиму поручено идти туда, не знаю куда, чтобы найти почти что незнакомого человека - прогрессора Льва Абалкина, с которым они двадцать лет назад мельком столкнулись по работе на Саракше.
Повесть или роман, кто разберёт это зыбкое разделение, состоит как бы из двух частей. Одна - особенно интересная мне - отчёты Льва Абалкина об осмотре города почти мёртвой планеты. Другая - снова скучная для меня и особенно в начале - как раз та самая детективно-поисковая часть с выдвижением Максимом гипотез, размышлениями, перебором вариантов, опросом свидетелей, в последний раз видевших Абалкина.
Роман я слушала в исполнении Александра Андриенко. Читает он чётко и довольно быстро, но в его голосе мне так и слышится новостник. С таким тембром и подачей хочется замереть на несколько минут у теле-или радиоприёмника, чтобы узнать о срочных-пресрочных известиях, всегда напряжённых. Ему бы экшен какой-нибудь читать, оторваться было бы почти невозможно. Одновременно с напряжённостью такая манера чтения сочетает и отстраненность. Кажется, невозможным, но это моё субъективное мнение. Тяжело было слушать научные изыски и такое же прочее, а вот операция "Мёртвый мир" и спор двух стариков - на ура.
Отстранённая манера может быть ещё оправдана нежеланием самого Максима Камерера копаться в тайнах чужой личности. Бывший прогрессор через силу исполняет свой долг и в особо противные для себя моменты, когда надо особенно тщательно притворяться, говорит о себе в третьем лице, как о журналисте Камерере. Противен он себе, противны заискивания, иногда лесть, неумелые успокаивания, ложь, притворная заинтересованность и пропускание мимо ушей не значимых для дела рассуждений учителя Федосеева и прочих. Кстати, о школе, в которой учился Лев Абалкин. Совершенно в первом прочтении упустила Сыктывкар. Тогда ещё заметила, что в мире полудня стал моден север, так что валдайский курорт )привет нашему Страннику) у отдыхающих уже не прокатывает. ***
Несколько книг подряд читаю про созависимые, совершенно больные отношения между людьми. Лужин у Набокова, кукольник Петя у Рубиной, вот теперь и Абалкин с Майей. Честно говоря, устала от этого совпадения. Причём странную дружбу - не дружбу, но точно созависимость Майи и Льва совершенно не помнила, не обратила внимания десять лет назад. И во всех трёх случаях не поймёшь, кому хуже от таких отношений: опекаемому или опекающему. Проклятый треугольник ролей зависимости крутится в этих парах непрестанно. Причём Майе ещё повезло, что Льва услали с Земли, ей удалось хотя бы частично уйти в работу и воспитание сына, но зависимости это не отменяет.
****
Помнится, Стругацкие и Вайнеры замысливали написать что-нибудь творческим квартетом. Кажется, из неудавшегося замысла и родился "Жук в муравейнике". По-моему, как раз детективной составляющей и нравственных вопросов в нём предостаточно. Начиная от восприятия землянами умнейшей "говорящей собаки" голована Щекна, мыслями о том, что не только земляне прогрессоры над отсталыми цивилизациями, но и над ними есть странники, тоже прогрессоры... Перечень вопросов этим не ограничивается.
Стругацкие славятся полуоткрытыми финалами в самый напряжённый момент, этакими стоп-кадрами после небольшого перерыва между событиями. Камерер не успевает на кульминацию и видит только последствия. Похожий перерыв есть и в "Трудно быть богом", когда после замирания у двери Румато идёт мстить. Правда, там и в "Обитаемом острове" ещё есть эпилоги с разносами главным героям от более опытных прогрессоров, но некоего перескока перед кульминацией эти эпилоги не отменяют.
С нетерпением буду ждать перерыва в других играх, чтобы найти время и насладиться перечитыванием "Обитаемого острова", тем более, что там чтец... Но это уже совсем другая история.

Роман (или всё же повесть) прослушан как очередная ступенька в Царе горы и для Школьной вселенной. Подтверждаю, звёздных исследований здесь предостаточно.

Комментарии


А всё же, как ты думаешь, стоило рискнуть и оставить в живых "жука"? Или правильно не рисковали? Я при первом прочтении в юности возмущалась. А сейчас гораздо более прагматично-жестокая. (За последние полгода в стране вообще крутой курс по воспитанию жестокости крутят.)


Я в затруднении. Можно было его хотя бы выслушать, но он же сам уже на контакт не шёл.


В юности я реагировал так же, как Кристи сказала. При повторных прочтениях мне показалась самой важной и определяющей реакция голована. Она и показывает отношение самих писателей, имхо.


О, я как раз хотел это спросить. Ну, почти это. Ну вот ты считаешь его "жуком", то есть по факту автоматом Странников. В совпадение и цепь случайностей не веришь?


Человеческим сознанием он хочет, чтобы от него просто отстали и оставили на Земле, никому уже не верит. Как всегда не хватило последнего разговора, как и многим не хватает. Время упущено. Это не подросток уже, а многое на других планетах повидавший мужик сорока лет.


Ещё для тебя подкину любопытную параллель: апостолы (двенадцать подкидышей), свой Иуда (Щекн), своя Мария Магдалина (Майя Глумова). Натянуто на глобус, имхо, но вариативно.


Я аж в таких подробностях не помню, но Стругацкие могли, да. Он же, как писала Рита, не реагировал - скорее жук, но кто сказал, что плохой жук... Если говорить о библейских параллелях, то очень близко евангельское: "лучше, чтобы один человек умер за народ", - сказал первосвященник, и Христа распяли. Это было логично, он бузил народ, пришли бы римляне и всем дали по голове. Если Стругацкие здесь сделали отсылку, то и в других местах могли. Блин, хочется перечитать!
Вот я в последнее время ожесточилась и понимаю, что логичнее убрать одного человека (мы сейчас про Стругацких, напоминаю), чем подвергать риску многих. Хотя с христианским мировоззрением это конфликтует. Хорошо, что есть ветхозаветные проклинательные псалмы))


Ооо, Кристи, для меня бы это была уже показательная грань. Я про псалмы.
Судьба остальных подкидышей за кадром остаётся, жаль...


Тут на лл есть история к "Жуку" именно про поведение жука. Мол, авторы слабо в знании насекомых разбираются. Муравьишки тут же бы растворили случайного жука кислотой и схомячили. Муравьи больше тореанцы (или как их там правильно написать), которые свой саркофаг уничтожили и зашли в тупик.
А "Гадкие лебеди" не в тот же период дописаны были? Или выправлены? Там же пришельцы пришли исправлять параллельную ветвь мира мокрого города. Детей уводили, но не описано, что именно исправляли. Перекличка своеобразная. После выглянувшего солнца мокрецы ушли, оставив новый мир изменившимся детям.


Вот я в последнее время ожесточилась и понимаю, что логичнее убрать одного человека (мы сейчас про Стругацких, напоминаю), чем подвергать риску многих.

Это близко и моим текущим убеждениям. Странник не имеет права рисковать судьбой человечества просто ради жизни одного. Они мыслят иными категориями, это и ужасно, и неприятно, и сложно морально одновременно.


Нет, не принимаю. Слишком натянуто. Это почти каждое произведение со странным отчужденцем можно к аллюзии на Евангелие примотать.
По твоей аналогии, кто тогда Макс и Рудольф Сикорски?


Понравились твои мысли про Майю Тойвовну и больные отношения. Я считаю её изломанной истеричкой, но очень эмпатичной. Вообще любопытно, что АБС любят её, она одна из немногих сквозных персонажей. В "Жуке", "Малыше" и в "Волны гасят ветер".


Просто 4 подряд книги про болезненные отношения странных людей за один февраль - это чересчур. Причём в трёх предыдущих довольно сдержанно и притворно благопристойно всё выражено. По-настоящему осознанно из всех зависимых истерит, понимает и чётко говорит об этом только Майя. Осознание - уже наполовину выздоровление.
"Малыш" аудиоспектаклем слушала давным-давно, уже почти ничего не помню. Эх, в космоведение он как раз попадает. Полугодие перечитывания Стругацких какое-то...


Не в тему Стругацких. Самая крутая книга про созависимость - "Суть дела" Грэма Грина. Прям как от мелочных уступок растет ком трагедии. Причем созависимый там мужчина, что в литературе реже встречается (жизненной статистикой не владею).


У Грина читала "Силу и славу" и "Тихого американца", кажется.
Буду иметь в виду, но только не сейчас. Срочно надо менять тему.


Я отказалась бы, предложи кто книгу о созависимых отношениях :)) Нафиг надо страдать с героями. Но есть ведь любители)


Есть ведь игры на ЛЛ с разными-преразными темами на полях.