Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

26 февраля 2021 г. 00:17

2K

3.5 Сочнейшая ода виртуальности

Я пользователь. Буду импровизировать.
— Сэм Флинн

Припадаем к истокам, прилипаем к голубым экранам, щелкаем клавишами по своим декам и подключаемся. Перед нами книга-легенда, знакомство с которой лучше бы не откладывать в долгий ящик. Уверен, что она идеально воспримется в период с шестнадцати по двадцать лет, заодно заложит понимание, откуда растут ноги у жанра киберпанка. Гибсон поступил очень мудро, не описывая подробно чудеса компьютерного пространства, устройств-симуляторов плоти и чувств и т.п. Всё это остаётся на откуп читателю и додумывается тем лучше, чем больше технических новинок проникает в нашу жизнь. Забавно, что есть такая франшиза "Трон", первый фильм которой вышел на два года раньше Нейроманта, в 1982 году. Считается одним из первых фильмов в истории, в котором была использована компьютерная графика. У них с вселенной Гибсона есть достаточно много точек схождения, однако никто не будет отрицать, что термин "Матрица", образ Тринити, слово "киберпанк" и куча сленгового жаргона пришло именно отсюда.

Сюжет прост как жевательная резинка за ухом школьника, не вижу смысла глобально обсуждать конкретные сюжетные ходы, остановлюсь на проблематике подробней. Чтобы не было путаницы, укажу основных персонажей. Это хакер-наркоман Кейс, телохранительница Молли, показавшаяся мне наиболее интересным и глубоким персонажем. Жесткая и чёткая барышня не плачет, ибо слезные железы выведены прямо в рот, зато как плюнет. Молли, кстати, сквозной герой нескольких произведений Гибсона. Их наниматель Армитаж и два ИскИна - Зимнее Безмолвие и собственно Нейромант. Как они будут взаимодействовать не расскажу, интрига примитивна, цель романа не в твистах. Хочется отметить, что в книге очень много диалогов и своеобразное построение предложений. Они короткие, рваные, нервные, прыгающие. Поначалу ощущение, что ребёнок хочет быстрее ответить на уроке в школе, чтобы от него отвязались, иначе вот описается прям здесь. От этого становится тяжело понять, кто говорит и зачем, душит сильно. Исключение составляют сложносочиненные описания пейзажей.

Мне показалось, что это роман об индивидуальной идентичности и актуальности физического воплощения человека. В начале Кейс полностью связывает свою идентичность исключительно с работой. Он видит себя лишь бесполезным опустившимся бандюком, не способным снова завалиться в киберпространство. Персонаж Армитажа оказывается перепрошитой версией Корто. Первый был как бы отредактированной версией второго, а когда стресс достиг критической точки, Армитажа просто смыло. Такое различие позволяет предположить, что истинная идентичность лежит за пределами физического тела. Зимнее Безмолвие существует как ментальная проекция, не имеющая определенной физической формы, заимствующая образы из памяти Кейса, чтобы иметь возможность общаться. Этот ИскИн описывает свою собственную программную и аппаратную идентичность как виды разных связей непосредственно с Кейсом, который называет себя "мясом" на протяжении всего романа, между прочим. Эта идея текучести сознания, не привязанного к конкретному телу, исследуется Гибсоном, когда персонажи врываются в сознание другого человека как всадник и могут испытывать ощущения, которые им не подконтрольны. Кейс часто проворачивает такое, смотря из глаз Молли, а она, забавляясь, трогает свой сосок, ставший и его, что-то такое.

Манипуляция - прямо основная движущая тема в романе с самого начала. Линда Ли манипулирует чувствами Кейса, чтобы обокрасть его. Классически разводя Кейса, Армитаж активно манипулирует им для выполнения скрытой цели: слияния ИскИнов. И каждый из них использует свой вариант манипулировать. Один пытается убедить Кейса, используя исключительно Линду Ли и давя на чувства вины. А другой - предстаёт в разных сосудах, при этом избавляясь от становящихся ненужными тел по окончании бесед. Зимнее Безмолвие и Нейромант - две разные половинки одного целого с разными желаниями и умениями, если можно так выразиться. В конце романа они сливаются, чтобы стать всей виртуальной реальностью, безымянным субъекто-объектом, имеющим полный контроль над виртуальным миром. "Ну так и что теперь? Какие вещи поменялись? Ты правишь миром теперь? Ты Бог?", - вопрошает Кейс это новое существо. "Вещи не поменялись. Вещи есть вещи", - ответ нового существа, означающий, что контроль все еще поддерживается, даже несмотря на то, что кибер вселенная теперь целая.

Атмосфера книги объединяет арсенал передовых технологий с пронизывающим ощущение упадка городов и уровня жизни. Получилось этакое заявление о последствиях существования техногенного общества. Гибсон использует моральное разложение, преступную деятельность и поголовное употребление наркотиков, чтобы подчеркнуть тот факт, что человек останется человеком, несмотря на доступ к тому, что, как полагают, улучшает наше состояние или делает комфортным существование, а именно к технологиям. Ничто не будет панацеей, люди есть люди, несмотря на то, насколько развитыми мы можем казаться.

Лучший музыкальный ряд для меня по теме - это Kraftwerk с мелодиями типа It's More Fun to Compute или OST от Daft Punk к фильму 2010 года Трон: Наследие. Особенно пробирает The Son of Flynn и её ремикс от Moby, вдруг вам понравится, попробуйте.

Во славу Анархоптах, снова в 1А класс.
JewelJul , спасибо за чтение и обсуждение

Комментарии


А ты смотрел фильм Из машины?

идея текучести сознания

Это что-то из Назови меня своим именем)) перекрестная идея.


Фильм не смотрел. Надо?)
Согласен с перекрестной идеей о телах, но там другой аспект, хех.


Фильм надо!)


Записано)