Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 марта 2021 г. 13:52

615

4 Мы-не варвары!

Откуда пошли многие приметы, поверья, обычаи, праздники, так хорошо нам знакомые? Немного удивило, что абсолютно никто из опрошенных Марией Семеновой не знал об их происхождении. Наверно жизнь сталкивала меня совсем с другими людьми или автор лукавит.) Их происхождение уходит корнями глубоко в историю еще дохристианской Руси, язычество. А вот уже подробности " как? откуда? почему?" было интересно узнать.

Кому поклонялись славяне до появления христианства на Руси, как представляли земное устроение, как проходили свадьбы, роды, погребение, как переплелись языческие и христианские традиции, праздники. Обо всем этом в первых главах книги. Язычество плотно укоренилась в народе

приняв крещение, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов.

Полностью согласна с автором, что тысячу лет назад, что сейчас, в XXI веке, мы по-прежнему верим в гадание, приметы, а Крещение или свечи в храме многие христиане воспринимают, как некий магический акт.

Мария Семенова все время пытается развеять некоторые стереотипы и мифы, существующие у нас о своих предках: варварство , примитивные культы, жертвоприношение и другие. В итоге признает, что человеческие жертвоприношения богам были, хоть и крайне редко, а при строительстве дома в фундамент случалось людей закладывали, но оговаривает, что было это в исключительных случаях и не только у славян.

Пожалуй самыми интересными для меня стали главы, посвященные поселениям славян, созданию первых городов, строительству и обустройству дома. В VI-VII веках жилище славян имело полуземляночный вид и вновь, как бы оправдываясь, сразу идет оговорка, что это не отсталость, такое же жилье строили и в Исландии.

Дальше речь пойдет о том, как и из чего наши предки изготавливали одежду, обувь, чем себя украшали, чем отличалась одежда разных племен и народов, в чем различие между одеждой девушек и замужних женщин, особенности детской одежды . Читала, кажется у Веры Боковой, что как таковая детская одежа появилась только в XIX веке, до этого она ничем не отличалась от взрослой, здесь не совсем так.

Об оружии древних славян, особенностях их отличия от скандинавского, турецкого, английского, тонкостях изготовления говорится в последнем подразделе книги. Именно здесь больше всего досталось от Семеновой нашим писателям, режиссерам и художникам ( вплоть до Васнецова с его "Тремя богатырями") неверно представляющих и изображающих эпоху того периода.

Вот такие книги "кратко о многом" читаются легко, запоминаются сложно. Начинала слушать, потом перешла на электронный вариант, многочисленные иллюстрации помогали восприятию, но порой и запутывали. Не совсем понятно, если речь идет о свадьбе, погребении или одежде в дохристианскую эпоху, то почему текст снабжен рисунками и миниатюрами относящимися к гораздо более позднему периоду ?

В целом, мне , как дилетанту, книга понравилась, но напрягал этот постоянный подтекст "Мы-не варвары!" Вообще-то я всегда, если говорить о древних славянах вкладывала в это понятие его прямое значение, а не переносное.

варвар в историческом смысле слова – это не человек, лишённый культуры: за ним тоже стоят века традиций (духовных, ремесленных, воинских)

Для римлян и греков это были чужеземцы, говорившие на непонятном для них языке и чуждые их культуре. И если наши предки в VI-VII веках нашей эры жили в полуземлянках, а деревянные мостовые начали строить в Х , то в Древнем Риме еще до нашей эры строились многоэтажные здания, была создана обширная канализационная система, а первая каменная мостовая между Римом и Капуей появилась в IV веке до н.э. Тоже касается и других областей жизнедеятельности. Почему слово "цивилизация" применительно к Римской и Византийской империям автором взято в кавычки мне осталось непонятным.

В конце каждой главы приведен список литературы на которую опиралась Мария Семенова, он довольно внушителен, фамилии ученых все разные, а мнение сложилось, что мыслят они все одинаково.

Книга прочитана в рамках группы "Осторожно! Историки!"