Больше рецензий

5 марта 2021 г. 23:10

429

4 От бытия к Богу и обратно - философская авантюра

Поздний курс лекций Шеллинга (Philosophie der Offenbarung (1854) - опубликован посмертно), завершающий его богатую творческую эволюцию взглядов, в котором он подводит итоги предшествующей немецкой философии и формулирует, наконец, свою позитивную систему, к которой шёл действительно всю жизнь. После вынесения вердикта всей прежней философии, Шеллинг очень последовательно, кропотливо сначала доказывает через сложную модель потенций сущего, что гипотетическое действительное сущее есть Бог, затем показывает почему этот Бог есть Абсолют и Троица, а потом уже из Бога и мира потенций выводит наш бренный мир. Последняя часть тома - применение открытой им трехчастной модели потенций к объяснению мифологии (а второй том посвящен объяснению христианской теологии по той же схеме). Как бы не относиться к истинности идеалистического проекта Шеллинга, он искренний и фундаментальный. Можно по заветам Делёза не свысока критиковать философа, а попытаться вжиться в мир, созданной им системы.

Это первый перевод данного произведения на русский язык. Страшно представить каких трудов стоило Пестову А. Л. перевести столь масштабный, спекулятивный труд на немецком языке. Но такие переводы - огромный вклад в русскую культуру, ибо теперь с этим текстом может ознакомиться русскоязычный любитель острых философских ощущений, ибо и на русском, особенно вторую часть из четырех, освоить сложно.

Вступительную статью переводчика стоит прочитать. Она делится на две логические части. В первой, он довольно просто и корректно описывает ход мысли Шеллинга – это существенно упрощает чтение первоисточника. Во второй, дает, по сути, отрицательную оценку попытки Шеллинга построить позитивную философию, философию откровения. С одной стороны это плюс, т.к. критика великих философов встречается намного реже, чем простое описание их философий, и во-вторых, вызывает уважение честность переводчика, который, несмотря на приложенные усилия, признаёт проект Шеллинга провальным. С другой стороны, подход, при котором автор попытался бы сделать для нас Шеллинга актуальным и понятным, нашел в его труде мощные нетривиальные идеи, был бы полезней.

Сам текст «Философии откровения» делится на 4 части. Первая часть - историко-философская, в которой Шеллинг рассуждает о всей предшествующей рациональной философии, обозначая её как негативную и вводит отличие от позитивной. Вторая часть – самая зубодробительная онтологическая, где он подробно рассказывает как из трансцендентного бытия вытекает бытие потенций, а потом из воли Бога и бытия потенций – наш эмпирический мир. Очень трудно читать, ибо нужно подняться на уровень спекуляций Шеллинга. Но эта часть ключевая и самая интересная, на мой взгляд. Третья часть – применение схемы из второй части на мифологию, Четвертая часть (2 том) – применение этой схемы к христианской теологии.

Далее под «спойлером» «краткое содержание» 500 страниц тяжелого философского текста, которое даже в пересказе читать сложно и мало кому надо. Не уверена, что это нужно на livelib, но пусть будет (может какому-нибудь студенту или специалисту по Шеллингу приходится).

спойлер

Шеллинг начинает с описания пути негативной философии, которая замкнулась на разуме и опыте, и так и не вышла к действительному бытию. Поэтому Шеллинг предпринимает дерзкую попытку прорваться к этому действительному бытию, т.е. создать позитивную философию. Однако так как прорваться из разума в бытие невозможно (здесь Шеллинг принимает сторону Канта, в отличие от Фихте и Гегеля), то Шеллинг вынужден сразу начать с бытия.

Позитивная философия – это героическая попытка вернуть философии доступ к действительному миру вещей и Богу после Канта, который закрыл эту возможность для научного познания. А Шеллинг хочет сделать философию и наукой, и познанием реальности, а не только нашего чувственного опыта и понятий рассудка. Он согласен с Кантом, что разум сам из себя не может перейти к реальности вне этого разума, а потому нужно начать сразу с реальности вне всякого мышления – с безусловной трансцендентной реальности. Можно отмахнутся от такого дерзкого хода и сказать, что это невозможно. Но заслуга Шеллинга в том, что он пытается показать как это возможно. Разум не может выйти к бытию за себя, но воля может (первая зацепка). С Шеллинга пошла философская мода на волю (Шопенгауэр, Ницше), потому что других альтернатив разуму не нашлось (исходить из веры научный философ не может себе позволить, но некоторые пытались: Якоби, Гаман). Воля может себе позволить постулировать трансцендентное начало. Вторая зацепка: трансцендентное начало имеет связь с бытием и мышлением, т.е. для нас трандсцендентность всегда относительна. В результате мы получаем некое действительно существующее, которое является своим же понятием, а уже это понятие доступно нашему разуму, но так как оно остается действительно существующим, то у нас остается доступ к реальному бытию (кто-то скажет бред, кто-то увидит красоту хода). Короче говоря, я поняла Шеллинга так, что кроме как начинать познание с собственного разума, как предлагал Кант, есть другой путь: можно начать с постулирования минимума мышления и бытия - с нечто, которое есть не только первое понятие нашего мышления, но и должно быть чем-то действительным, ибо меньше нечто только ничто, а если понятие не будет предполагать хоть что-нибудь действительное раньше себя, то оно само не сможет претендовать на существование.

Во второй книге это нечто Шеллинг получает имя «могущего-быть» - ещё не бытие, но потенция бытия, которое затем переходит в две стороны: в чистую потенцию (чисто-сущее) и актуальное бытие (слепосущее). Каждое из этих сущих-понятий имеет свой вид воли (тут становится очевидно влияние Бёме). Далее оказывается, что могущее быть и чисто сущее есть два определения одной субстанции, и хотя они противоположности, они не исключают друг друга. Мы можем помыслить тождество противоположного, т.к. для нас они являются ничем, не-бытием, а потому равны, но, видимо, из-за этого и для себя (ведь мы находимся в особой области, где понятие о предмете слито с предметом). Самое спокойное море является больше всего могущим возмутиться, но спокойное море и могущее возмутиться море – не два моря, а одно. То, в чем объединяются эти две противоположности есть нечто третье – сущее как таковое (которое ещё находится над действительным бытием). И наконец, помыслить эти три образа единого вместе не как части, а как три целых внутри одного целого можно только на нематериальной основе, т.е. на духовной, а вершина духовной природы – это абсолютный дух. Абсолютный дух имеет три формы: в-себе, для-себя, у-себя бытия.

Далее Шеллинг подробно описывает, что есть абсолютный дух. Самое главная его характеристика в том, что абсолютный дух настолько абсолютный, что свободен даже от собственного бытия как духа, он не привязан даже к самому себе. Это дает ему ту абсолютную, трансцендентную, безмерную свободу, превыше которой более ничего нельзя помыслить. «Свобода — наше высшее, наше божество, к ней стремимся мы как к конечной причине всех вещей» (с.322).

Абсолютный дух по своей воле обнаруживает в себе возможность другого бытия. Этот момент имеет принципиальное значение, т.к. как только абсолютный дух видит себя в этой возможности (это отсылка к Беме), то он впервые (тем не менее в вечности) осознает себя как волю, как духовно всеединого, поистине абсолютного и свободного. Став свободным, он абсолютно безразличен к бытию единством или напряжением, поэтому не претерпит от этого изменения, единство или различие – лишь разные формы его существования. Подлинная свобода для Шеллинга есть лишь там, где варианты выбора безразличны. Только тогда совершенный дух вправе называться Богом.

До этого момента мы поднимались к духу посредством особого рода понятий, теперь мы можем их отбросить и пойти вниз, построив лестницу от духа к эмпирическому бытию. Эта лестница также состоит из крайне спекулятивных этапов. Первичная возможность делится на три формы: могущее быть, вынужденное быть, должное быть. Эти формы являются теми же формами самого абсолютного духа (в себе, для себя, у себя бытия), но рассмотренными с точки зрения возможности другого бытия в нём. И вот эти божественные потенции, если смотреть на них как на потенции другого бытия в Боге, материальны (потенции материальны! вот это поворот). Соответственно Шеллинг, успешно или нет, но честно пытается показать как чисто духовное существо может породить материальный мир. Упрощенно я это понимают так, что если внутренние потенции Бога вывернуть наружу, то они станут своими противоположностями, т.е. материальными. Т.е. материальная природа – это вывернутая наизнанку божественная.

И далее последний акт космического балета: конечный мир со всем его злом – творение рук первочеловека. Первобытный человек является результатом полного развития трех божественных потенций, он есть «ставший Бог», и он ошибочно предполагает, что может также как Бог не только сохранять в себе эти потенции, но и использовать их для творения бытия. Как только он обращает их наружу, эти потенции подчиняют его самого. Вечное божественное бытие разрывается и возникает конечный мир вне Бога. Таким образом, Шеллинг решает проблему теодицеи. Грехопадение – это, оказывается, творение мира первым человеком. Если бы его не было, вещи остались бы потенциями внутри Бога – этот уровень человек осознает как мир идеальный. В этом смысле, человек дает форму (разрозненную и тленную) не только миру, но и Сыну (одной из потенций Бога), именно поэтому Христос называет себя «сыном человеческим» (закрутил!). Может ли внебожественный мир вернутся к Богу – вопрос открытий, но человек может, потому что он свободен. Свободен не только от Бога, но и от мира, а потому может вернуть своему сознанию первичное единство в Боге.

свернуть

Комментарии


Очень интересно, спасибо.
Два вопроса возникли:
1. Как это называется на языке оригинала
2. В каком году впервые опубликовано.


Внесла необходимые уточнения. Спасибо за поддержку :)


Интересно, спасибо! А почему не взяли последнее издание 2020 с переводом А.Л. Пестова обоих томов в одной книге?