Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

5 марта 2021 г. 23:58

271

5

Цикл исторических очерков Натальи Басовской возник после радиопередач на "Эхе Москвы". Когда в школьные годы я увлекалась слушанием этой радиостанции, как раз и шли годовые циклы бесед Натальи Басовской. Видимо, на основе этих бесед издательство "Вимбо" уже значительно позже составило серию аудиокниг о разных личностях и эпохах. Вопросно-ответная форма была заменена монологом, фактически монологом по написанному тексту. Историк Наталья Басовская в монологе очень выразительна, но характерных для лекции междометий или слов-паразитов нет. От себя человек не может говорить так гладко, ему нужен очень подробный конспект. Новая форма, что-то среднее между лекцией и авторским чтением своих заметок.
Несмотря на аудиальное восприятие, иногда создаётся ощущение фильма. История для Натальи Ивановны - это не скучное бу-бу-бу, а живое действие, всегда начинающееся с предыстории. В главе про царицу Хатшепсут Басовская упоминает о древних правительницах Египта. Женщина брала в свои руки бразды правления только в кризисный период, а тут вдруг узурпатор (в надписях Хатшепсут упорно именовала себя мужскими титулами) не отдаёт власть законному наследнику.
Искусство Египта - это каменная летопись в рисунках, фильм в камне. О Хатшепсут и древних правительницах сведений не так уж много.
Нефертити, жена реформатора-революционера Эхнатона, уже через полтора века после Хатшепсут позволила себе быть запечатлённой именно земной самодостаточной женщиной, а не фараоном с накладной бородой. Упоминает Басовская о происхождении Нефертити, о её портретах, которые немецкие археологи не смогли отдать Каиру (а я бы сказала прямо - просто украли). Описывает портреты, приводит выдержки из записок археологов, цитирует переводы клинописных табличек, не забывает и о датах.
Не заметили редакторы аудиокниги двух крупных оговорок: в начале главы о Нефертити Басовская называет 4 век до н.э. вместо 14-го, а в упоминании похищения Октавианом завещания Марка Антония снова оговаривается, один раз назвав Октавиана Антонием. Всё же подобная форма мне нравится. В ней, в отличие от веяния в нон-фикшене, нет заигрывания с читателем, нет шуточек и развлекалок для переключения внимания. Подобная лекция студентам под конспект была бы эмоционально увлекательной, но конспектировать с живого голоса без проматывания было бы трудно. Так что это всё же не лекция, и не растягивание одной статьи, когда разными словами пережёвывают одну мысль. Это три очерка о жизни и правлении трёх великих египетских цариц.
О Клеопатре Басовская начинает даже не с её происхождения, а с распада империи Александра Македонского более чем за два века до рождения седьмой Клеопатры. Во многих египетских династиях приемлемыми были близкородственные браки, даже очень близко родственные: будущие наследники женились на своих сёстрах, а иногда на матерях. Клеопатре и Нефертити повезло, печать вырождения их не коснулась.
В "Вимбо" подобрали музыкальное сопровождение. Хатшепсут и Нефертити - восточные правительницы пышных деспотичных времён, и музыка для них подобрана загадочная, но не навязчивая. ПОчти вся жизнь Клеопатры - это безуспешная борьба с Римом, и музыка в этой главе более европейская. Клеопатра воспитывалась в александрийской библиотеке. Басовская упоминает четыре сожжения семисоттысячного собрания свитков, и христианским из них было только одно.
Автор только пересказывает события, не даёт никаких личных оценок происшедшему. Для формирования представлений о личности и эпохе материала достаточно, а копнуть глубже читатель может и сам. Я была рада окунуться в давнее прошлое и частично в детские воспоминания вечеров выходных дней, когда транслировали передачи с участием Натальи Басовской.
P.S. В небольшом отступлении про археологов Басовская упоминает дореволюционного (до 2011 года) египетского министра. Всем бы министерствам всего мира иметь сведующих в своей отрасли руководителей, эх. Тогда древностями в Египте заведовал настоящий археолог, имеющий научные наработки и свою личную точку зрения в вопросах, в которых хорошо разбирался.

Аудиокнига с удовольствием прослушана в Книжном путешествии, притянута за уши к Школьной вселенной и безжалостно втиснута через флудильный разговор в полёт к созвездию Рыб.