Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

9 марта 2021 г. 23:35

3K

5 У каждого свой Лес

Когда-то в начале двухтысячных я был толкиенистом и бегал по лесополосам со своим деревянным мечом и в плаще из мешковины. Или подкрадывался сзади и кулуаркой по горлу щёлкал, эх, были времена. Короче, чтоб вы понимали, люблю леса, да. Главному герою этого романа Стивену Хаксли тоже придется их полюбить, несмотря на то, что он винит лес в развале своей семьи. После Второй мировой войны Стивен поправляется после ранения и возвращается в дом, где вырос, на окраине Райхоупского леса в Великобритании. Его отец был одержим этим лесом сколько Стивен себя помнит, а теперь и вовсе ушёл туда и пропал. По возвращении Стивен обнаруживает, что его брат Кристиан идет по стопам отца семимильными шагами, как в прямом, так и в переносном смысле, а точнее, "немного" едет кукушкой. Представьте на минутку, родной брат вам говорит, что лес за окном - это не обычный лес! Он сопротивляется вторжению чужаков, время внутри изменяется, поэтому внутри он намного больше, чем 6 миль, которые занимает в современной Британии. Странные энергетические поля взаимодействуют с человеческим разумом, чтобы создать мифаго - идеализированные формы древних мифических и легендарных существ, героев и злодеев, таящиеся в глубинах нашего бессознательного, пришедшие в него из коллективного. Так, например, воздействуя на лес можно столкнуться с королем Артуром, Робин Гудом, Фрейей, или кем-то ещё. Можно погостить в средневековом замке или в полуразрушенной римской вилле. Бредово звучит на первый взгляд. На второй тоже, но лучше проверить.

Глобальным разобщением и в конечном итоге камнем преткновения для семьи Хаксли стало некое создание. По мнению отца Хаксли - мифаго идеализированной рыжеволосой кельтской принцессы-воина, которая время от времени мощно выходит из леса, эротично пахнет землёй и феромонами. Все мужчины рода Хаксли не могут устоять, и я понимаю, что многих читателей это может взбесить. Непонятно почему эти люди влюбляются в Гвин. Объяснение простое - it's a kind of magic, мужчины не могут не влюбляться в нее. Рыжие волосы, бледная кожа, стройная и юная хихикающая особа, ни слова которой Стивен не понимает на первых порах, но прям сразу хочет. Мне не помешало это додумывать картинку, однако считаю это минусом в глобальном смысле.

С первой страницы меня очаровала эта книга. Очень просто, не вычурно, но красиво и детально до мурашек. Я вспоминал "Дом в котором" и моменты, когда Слепой в комнате Ральфа чувствует Лес, вот это было прям оно. Повествование идёт от первого лица, используются дневниковые записи и иногда письма, поэтому чувствовал себя при чтении почти максимально вовлечённым. Сюжет не оставляет дыр, и объясняются почти все необычные вещи, пусть и через сложные конструкции предложений, которые я скорее ставлю в вину переводчику, нежели автору. Больше всего нравятся вопросы, которые Холдсток ставит перед читателями. Можно ли считать Геракла единственно настоящим, если в него верило множество разных групп людей? А если посчитать искажения от каждой конкретной личности из этих групп? Сколько получается воплощений? Где грань между реальностью и писательским вымыслом? С точки зрения психологии всё выглядит презанятно. Все трое членов семьи Хаксли пытаются познать себя (лес, заселяемый их бессознательным) через некую любовную проекцию (Гвин). При этом у главного героя это созависимые отношения, потому что множество раз подчеркивается невозможность функционировать нормально без объекта любви, Стивен даже не может собрать и оставить её ненадолго, чтобы съездить по делам. При этом можно не вдаваться в анализ и читать отличный роман, вдыхая аромат сырого мха и похлёбки из кролика.

Признаюсь, я так и не понял до конца ситуацию с Гарри Китоном, который имел свой интерес в путешествии в Лес, однако кроме идеи, что он надеялся вернуться прошлым собой, нет предположений. А также трое мифологических фигур, шедших за Стивеном и потенциально могущих помочь. Я говорю о Стрелке, Рыцаре и Мертвяке. Они так и не сыграли свою роль, и их линия не получила развития от слова совсем. Возможно, они нужны в других книгах, но как, Шерлок? Это не помешало поставить высшую оценку книге, потому что несмотря на все недостатки она глубоко психологична и ярко напомнила мне любимый Солярис Лема.

Во славу Анархоптах, снова в 1А класс.

Комментарии


А в группу фэнтези принесете впечатления?)


Да, я помню, конечно же. Взял её читать именно для февральского обсуждения


Здорово!


я так и не понял до конца ситуацию с Гарри Китоном

История Китона рассматривается более пристрально во втором романе, правда, больше через его сестру. Мне показалось, что если Стивен пошёл в Лес в поисках человека/мифаго, созданного им же, то Китона тянуло некое место, созданное опять же его подсознанием. То, что он при этом мечтал избавиться от ожога - это "рюшечка", или то, что он сам положил на поверхность, то есть в тонкую область рационального.

Я говорю о Стрелке, Рыцаре и Мертвяке.

Мне они напомнили некие черновики, незавершенные сюжеты. В формате мифаго - обрывки архетипов, не до конца извлечённых из подсознания их создателя.


Китона тянуло некое место, созданное опять же его подсознанием.

Логично звучит, согласен. Буду читать вторую и обдумаю, видимо, ещё разок.

Мне они напомнили некие черновики, незавершенные сюжеты.

Да, я сначала подумал об этом, а потом, когда Фрейя их подозвал и отпустил, подумал, что они потом сыграют роль Deus ex, но не дождался :(


В "Лавондисс" нередко появляются персонажи или даже группы персонажей, которые связаны с ключевыми героями только тем, что движутся с ними в одном направлении, но при этом не сказать, чтобы к одной цели. Приходят и уходят, практически как те же обрывки чужих текстов.

Кстати, во втором романе подробно говорится о судьбе ученого, который вместе со старшим Хаксли изучал феномен мифаго (в первой книге он тоже исчез в лесу, а Стивен ездил к его дочке в поисках дневников).


Я понял, короче, надо читать вторую :)