Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

- Вероятный. Очень маловероятно.

15 марта 2021 г. 18:14

5K

4 Чужих детей не бывает

Трогательная повесть, написанная в разгар Великой отечественной войны в 1943 году. В деревню, находящуюся далеко от военных действий, приходят военные беженцы - две женщины и девочка, они ночуют в деревенской избе, а девочку Валентинку оставляет в своей семье добрая женщина Дарья, у которой трое детей, муж на фронте, и сердце откликнулось на боль маленькой сиротки.
В книге очень мало войны, она гремит в страшных воспоминаниях сиротки Валентинки - это гибель мамы и братика от взорвавшейся на ее глазах бомбы, ожидание писем с фронта и страх от ночного грозного шума (не немцы ли?), который оказался началом весеннего ледохода.
Книга больше о принятии чужого - чужого ребенка для приемных родителей, чужой сестренки для детей приемной семьи, чужой семьи для Валентинки. Ещё о принятии деревней городской девочки, и о том как сама девочка из города принимала деревенский уклад.
Для Валентинки всё в деревне было непривычным - это и баня в печке, маленькие рожденные ягнята в избе, постоянное подшучивание новых сестричек, отчего она уже побаивалась, что за желанием оказать помощь кроется очередной подвох, просто угрюмый дед вызывал робость.
Со временем девочка увидела, что за грубоватым обращением скрывается искренняя душа и такая же опаска городской заносчивости со стороны новой девочки в семье.
Валентинка - фантазерка, в ее сумочке прячутся "живые" картинки. Живые они только для нее, целый новый мир, достойный приключенческой повести, живет в её голове, она прекрасно рисует и лепит, с любовью тенятся ко всем животным и совершенно непрактично вместо собирания грибов увлеклась в лесу голубенькими цветами.
Это, конечно, не Писемский, язык возможно слишком прост, в сюжете мало драматизма для серьезной темы и все же книга заставила улыбнуться, погрустить и задуматься.
картинка Moon-Is-Up

Комментарии


Трогательная повесть, написанная в разгар Великой отечественной войны в 1943 году.

Одно предложение и.. мурашки по плечам.
Как же нужны были такие повести тогда.. да и не только повести: свет человеческого сердца был нужен. Надежда..

В книге очень мало войны, она гремит в страшных воспоминаниях сиротки Валентинки - это гибель мамы и братика от взорвавшейся на ее глазах бомбы, ожидание писем с фронта и страх от ночного грозного шума (не немцы ли?), который оказался началом весеннего ледокола.

Бедные дети войны... что им пришлось пережить!
Вик, слышал, как они уже потом после войны боялись грозы, сил природы: эхо войны преследовало их.
Вот и тут: ледокол..

Для Валентинки всё в деревне было непривычным - это и баня в печке,

Баня в печке?)
Видел на днях передачу какую то историческую, там было про это.
Там чуть ли не всей семьёй грелись и парились)
А вообще, детишки там доходили часто новорождённые.
Баба Яга...)

с любовью тенятся ко всем животным и совершенно непрактично вместо собирания грибов увлеклась в лесу голубенькими цветами.

Помнишь ты спрашивала почему брат называл меня в детстве Паганель?)
Вот из за таких эпизодов))

Это, конечно, не Писемский, язык возможно слишком прост, в сюжете мало драматизма для серьезной темы и все же книга заставила улыбнуться, погрустить и задуматься.

Вик, а драматизма хватало за кадром этого произведения, в жизни.
Этим оно и ценится. Как ты метко заметила: вызывает улыбку, грусть и тепло.
Кстати, подобный сюжет, ну, почти, есть в некоторых рассказах Платонова о детях после войны.

Викуш, спасибо за очень уютную и добрую рецензию)


Спасибо за чудесный комментарий и внимание, Саш)


Читала эту повесть несколько лет назад)
Да, она, несмотря на время и тему, очень телпая, жизнеутверждающая.
Вот только, помню, меня немного царапнуло настойчивое желание Дарьи, чтобы Валентинка называла ее "мамой". Но ведь у той совсем недавно погибла родная мать, как она может так быстро перестроиться и начать называть мамой какую-то чужую женщину, хоть и добрую? Это же как предательство для нее. А Дарья обижается...


Вот только, помню, меня немного царапнуло настойчивое желание Дарьи, чтобы Валентинка называла ее "мамой".

Да, полностью согласна и испытывала такое же недоумение по этому поводу. Времени прошло очень мало, возможно еще есть где-то родственники девочки. Я так поняла, что это из разряда какой-то деревенской традиции тех времен, когда требовалось свекровь или тещу называть мамой. Но в этом бестактность по отношению к чувствам Василинки и желание перед соседями показать, что девочка ее признала.
Спасибо, что обратили на это внимание.


из разряда какой-то деревенской традиции тех времен, когда требовалось свекровь или тещу называть мамой

Да, наверное. Хотя эту традицию мне тоже всегда было сложно принять...
И да, бестактность однозначная, но... о ее чувствах вряд ли особенно думали. В тепле, сыта, одета, не обижают - ну и чего там еще, не до сантиментов.

P.S. Ко мне лучше на "ты")


Ко мне лучше на "ты")

И ко мне))

о ее чувствах вряд ли особенно думали. В тепле, сыта, одета, не обижают - ну и чего там еще, не до сантиментов.

Мне даже показалось, что они и о войне как-то думали призрачно что ли, отец на фронте, а по ощущениям как в командировке. Война отразилась на всех и была на первом месте, и вдруг какой-то прагматизм, что девочка мол будет плохой помощницей в хозяйстве.
Может быть так и было и есть, что люди в тылу не могли прочувствовать боль и страх тех, кто пережил ужасы войны.
Но даже при всем этом, то что девочка в тепле, накормлена, в дружной семье, а не по холодным дорогам с беженцами, а потом в детском доме, это уже большой плюс.


Ну да, людям как-то больше свойственно думать о том, что их непосредственно окружает. Повседневные заботы важнее... Это, наверное, хорошее защитное свойство психики: ведь, если 24/7 думать о войне и о том, что отец может погибнуть, то легко сойти с ума. А так - жизнь продолжается... с некоторыми неудобствами.

это уже большой плюс.

Безусловно. Могло быть куда хуже(

А вообще мне нравятся книги автора, они очень душевные. Я еще читала "Гуси-Лебеди", он тоже про девочку, но уже послевоенная.


традиции тех времен, когда требовалось свекровь или тещу называть мамой

Да уж, традиция, но не деревенская, а вообще. Как раз иллюстрация: в "Своих людях – сочтёмся" Островского стоило только Большову дать понять Подхалюзину, что он готов отдать за него дочь, как Подхалюзин сразу же начинает звать Большова "тятенькой".


Да уж, традиция, но не деревенская, а вообще.

Вы правы, просто в деревне она дольше сохранялась, я так думаю.
Хороший пример с "тятенькой" у Островского)
И наверно я не корректный пример привела, сравнивая супругов и их родителей с девочкой, только что потерявшей родителей. Она еще не может до конца принять смерть родной матери, всей своей семьи и дома, а от нее уже требуют называть другую женщину, пока чужую ей, мамой.


Она еще не может до конца принять смерть родной матери, всей своей семьи и дома, а от нее уже требуют называть другую женщину, пока чужую ей, мамой.


Абсолютно верно. Такая чёрствость.
Книгу не читал, но допускаю, что приемная мать просто "простой" человек, то есть не сентиментальный (что никак не связано с добротой). И считает примерно так: умершую мать не вернёшь, а теперь я тебе мать: кормлю и одеваю, а потому – изволь как все, не будь исключением (типа городская) etc. Нет в этом зла.


Нет в этом зла.

Спасибо за эти слова.