papa_i_more

Эксперт

Здесь могла быть ваша реклама

4 октября 2012 г. 01:58

6K

3

Тошнит. Просто тошнит от этой книги.
Читать уже не в силах, дослушиваю аудио-вариант. Осталось еще 5 часть, но все уже ясно.
Самое забавное, что все религиозные дебри - это меньшее, что меня раздражало.
А меня дико раздражало как
читателя:
-Жуткая монотонность книги. Все говорят и пишут одним языком - языком Улицкой.
-Простые ответы на сложные вопросы. А всего их два ответа - молитва (желательно в новой конфессии или религии) и поездка в Израиль. Помолились? Съездили? Проблема решена!
-Аморфность, юродивость, никчемность, жалобность (зла не хватает на определения) - ВСЕХ героев. Паноптикум уродцев, доведших сами себя до подобной жизни.
(Спойлерно!)Яркий пример - Эва Манукян - 40-50 летняя жалобливая жопосидельница:
Муж завел любовницу, сын признался в том, что он гей, мать-ярая коммунистка перед смертью приняла христианство. Все вокруг нее что-то да делают, блин, живут! А она только и может, что строчить жалостливые письма единственной престарелой подруге! Перемещается и делает что-либо только по необходимости, при этом обвиняя всех вокруг в своей просранной жизни.
И в книге куча таких! Но у них явно все будет хорошо, ведь они по возможности молятся и ездят (живут) в Израиль(е).
культуролога
- выборочное освещение особенностей, социального, политического и психологического влияния религии и церквей на человека и общества. Практически смешение понятий вера, религия, церковь. Пренебрежительное отношение к взаимосвязи монотеизма и язычества. Игнорирование преемственности и архетипов.
- Абсолютное неумение передачи этнических и национальных особенностей. Полное отсутствие ментальности у героев. Все персонажи наделены советской еврейской интеллигентской ментальностью - будь то немцы, поляки, американцы и т.д.
- Главная и основная претензия: полная информационная изоляция героев!!! Очень сложные практически всемирные проблемы освещаются только с богословских позиций (иной литературы в книге вообще не упоминается) или собственное кривенькое дохождение до чего-либо своими мозгами (будто живут в пещерах). А большинство героев живут не за железным занавесом. За вторую половину двадцатого века написаны сотни исторических, культурологических, социологических, психологических и других трудов - по многим волнующим персонажей проблемам (от еврейского вопроса до проблемы современных войн, изоляции человека и т.д.). Но это все просто игнорируется в книге. Люди (даже самые образованные) живут в вакууме религии. Юродивая ограниченность даже в этом - не расширяется границы их мира, а безбожно сужает.
Киндер, кюхе, кирхе, блин!

Осталось закусить удила и постараться дослушать книгу. Три балла за хорошую структуру романа и все-таки временами бойкий язык Улицкой.

Я прощаюсь с писателем. Людмила Улицкая не смогла, на мой взгляд, вытянуть тему, подняться на новый уровень. Она так и осталась творцом бабских (хоть раньше и хороших) романов.


UPD Для всех, кто считает меня мерзопакостным антисемитом из-за фразы "Все персонажи наделены советской еврейской интеллигентской ментальностью":
Советская ментальность - это особый тип полиэтнической и полисоцио-культурной ментальности, своеобразный синтез, возникший на территории бывшей Российской империи в период СССР и продолжающийся до сих пор. Синтетическая природа вкупе с главенствующей идеологией создало новый тип человека, для которого этнические и идеологические и социо-культурные доминанты переплелись в теснейший кубок, который иногда совершенно не возможно распутать.
Я думаю, не будете отрицать, что люди старшего поколения и младшего, оба называющие себя, например, русскими, отличаются по мировоззренческим системам. И дело не только в проблеме "отцов и детей". Просто наиболее старшее поколение обладает советской русской ментальностью (так же как есть и татарская советская, бурятская и т.д.). Т.е. люди одновременно отождествляют себя и с этносом и с идеологией. И это неразрывная связь.
По поводу "интеллигентской" - опять же идеологическая составляющая, с опорой изначально на социально-политическое положение, а затем на классовые противоречия, выделяет особый социальный тип людей - интеллигенция. Посмотрите на весь мир - нигде нет такого понятия. Т.е. это практически автохтонное название выделившийся группы со своим собственным мировоззрением, ценностями и взглядом на мир.
Поэтому я не считаю это выражение шовинистическим, а лишь очерчиваю границы социально-культурной группы, про которую пишет Улицкая. И пишет она про нее хорошо, когда выдерживает культурно-географическо-временные границы, а не распространяет ее на все народонаселение планеты.

Ветка комментариев

Все комментарии
Четко-выраженной (ментальности) нет. Есть нота самой Улицкой.


А назовите мне произведения, где ментальность автора не прослеживается??!! Или уж совсем навсегда котлеты отделены от мух?

Скорее даже не ментальность, а та самая нота Улицкой, от который веет советским еврейством.


Почему Вас так раздражает пресловутый "5 пункт"? Без этой ноты аккорд Улицкой не может быть полнозвучным.

+1 09.10.12
А назовите мне произведения, где ментальность автора не прослеживается??!! Или уж совсем навсегда котлеты отделены от мух?


Она есть всегда, но это не значит, что она должна забивать собою всех персонажей.
Возьмите того же Гоголя - украинца (малоросса) по национальности. У него везде есть национальный колорит, но при этом он казаков с петербуржацами не мешает. И это четко видно в его произведениях.

Почему Вас так раздражает пресловутый "5 пункт"?


Попытки сделать из меня антисемита ни к чему Вас не приведут.

Без этой ноты аккорд Улицкой не может быть полнозвучным.


Согласен. Но не со всеми же героями?! Тогда пусть пишет только об этнических евреях. Так как ее немка Хильда смотрится исключительно карикатурно, будто из советской женской гимназии.

+5 09.10.12
Попытки сделать из меня антисемита ни к чему Вас не приведут

.
Упаси меня, Боже от подобных попыток.
Спасибо за прояснение Вашей позиции.

0 09.10.12

Гоголь, при всей своей гениальности был зоологическим антисемитом, так что Ваше его упоминание не случайно.

-5 09.10.12

У Вас легкая паранойя. Гоголь был как пример того, как замечательно писатель может показать два очень близких, но при этом разных этноса с их мировоззрением.

+5 12.10.12

Ну шо я ж могу посоветовать - примеры подбирать "Тщательней надо, ребята"(с) М.Жванецкий

-4 12.10.12

Меня мой пример полностью устраивает. Я не собираюсь подстраиваться под всех.

+5 12.10.12

Ну не злитесь, пример и правда, неудачный, согласна с Bambiraptor )

-2 12.10.12

А "Медея и ее дети" ? Как грузинский характер показан, с каким мастерством, с какой любовью !
Рецензент говорит (рефреном), что автор призывает ехать в Израиль. Да не в Израиль, а в святые для христиан места, чувствуете разницу?
Да еще этот немецкий лозунг зачем-то.. Здесь явная проблема с неприятием еврейства как такового.

+1 09.10.12

Еще одна попытка сделать из меня антисемита, я сначала подам жалобу руководству, а потом начну Вас тереть. Я Вас, выдумщица, предупредил.

+1 09.10.12

Мне очень страшно, пожалуйста, пожалейте, не губите!

-1 09.10.12

Спасибо за Ваши комментарии)
Почему-то (не пойму) приходится приводить аргументы в защиту стиля Улицкой. Ну да, она так пишет. Без нарочитой стилизации. Образы получаются яркими, живыми, но - да, говорят они с акцентом Улицкой. А Чеховские герои - с акцентом Чехова, а Толстовские - рассуждают, как Лев Николаевич, вне зависимости от социального положения. Ну и так далее. Жаль, автор рецензии не различает обертоны голосов героев произведений Улицкой. Честно слово, пенять автору, что он придерживается определенного стиля - нелепица какая-то... Все равно, что критиковать художника, за то, что он пишет в своей манере, или певца, что он, тенор, к примеру, не поет басом.

+4 09.10.12

Извините, что ответила коротко - обед на работе закончился, вот я и не успела, а ведь хотела! Ну, хоть поздно, все же хочу вас поблагодарить за поддержку и за ваши комментарии. Отлично, как мне кажется, вы прочувствовали Улицкую!
Когда-то, очень давно, я причислила ее к цеху мастеров короткого рассказа. А надо сказать, что новелла, как и повесть - одни из любимейших мной лит. форм, вот я и полюбила Улицкую за эти ее пронзительные историии. А она взяла и перешла от короткой формы к большому роману. Я и проглотила "Шурика";потом был "Казус К."; наконец "Даниэль".
На очереди "Зел. шатер", а тем, кто попрощался с Улицкой, злорадно сочувствую.

0 10.10.12

"Да еще этот немецкий лозунг зачем-то.. Здесь явная проблема с неприятием еврейства как такового."
Т.е. все немецкое - это изначально антисемитское? Забавно. А лозунг в теперешнем виде возник еще в конце19 века.
Использовал я его, чтобы показать информационный вакуум героев с остальным миром. Или вы будете отрицать, что герои не проводят подавляющую часть жизни в проблемах с церковью, кухней и детьми?

+5 12.10.12