Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 марта 2021 г. 20:40

4K

4 Античный нон-фикшн

Гай Транквилий Светоний, римский историк, писатель и секретарь императора Адриана, решил заняться исследованием жизни и карьеры двенадцати древнеримских правителей – Гая Юлия Цезаря и одиннадцати императоров. Работа начинается с жизнеописания Гая Юлия и завершается правлением Домициана, ставшего императором в 81 году н.э.
При этом книга состоит из восьми глав. Этот факт демонстрирует, что, по мнению Светония, цезари значительно отличались по своему историческому весу. Некоторые достойны пристального внимания, а кто-то не смог или не успел его заслужить. Так, после смерти Нерона, вынужденного покончить с собой, случился «год четырёх императоров».
За власть боролись Гальба, Отон и Вителлий. Каждому довелось примерить титул верховного правителя, но всех вскоре ждала насильственная смерть. Наследовал им Веспасиан.

Уже из оглавления становится отчасти понятно, как относились к описываемым фигурам Светоний и римский истеблишмент. Одних они величали Божественными, другие этого почётного звания не заслужили.
Рассказ Светония нелинеен. Он предпочитает группировать информацию тематически.
Автор уделяет много времени личной жизни и отличительным свойствам цезарей. Политическому и социальному фону уделено относительно немного места. Принимаемые цезарями решения рассматриваются довольно бессистемно. Описания сконцентрированы на личностях, а не на внешних событиях. К примеру, противостояние Гая Юлия с Помпеем, от исхода которого во многом зависела судьба Римской Республики, затрагивается поверхностно.
Древний историк довольно скупо упоминает о междоусобных войнах, виновниками и жертвами которых стало несколько цезарей, о военных действиях на современном Ближнем Востоке и взаимоотношениях Рима с другими царствами.
Покончив или отложив на время официальную часть, Светоний может местами несколько велеречиво, местами с огоньком разглагольствовать о жестокости, тиранической скупости и распущенности цезарей. Он старается подтверждать это странными (на наш вкус), а иногда и откровенно шокирующими историями, истинность большинства из которых невозможно проверить. Автор также описывает внешность каждого из властителей.

Однако книга Светония – вовсе не сборник анекдотов и мини-ужастиков. Нередко он ведёт себя так, как повёл бы себя современный историк.
Светоний обращается к первоисточникам, к которым у него был доступ благодаря должности при дворе, даёт ссылки на конкретных авторов, чьё мнение он цитирует.

Не менее надменны были и его [Божественного Юлия] открытые высказывания, о каких сообщает Тит Ампий: «республика – ничто, пустое имя без тела и облика»; «Сулла не знал и азов, если отказался от диктаторской власти»; «с ним, Цезарем, люди должны разговаривать осторожнее и слова его считать законом».

Светоний, как и подобает исследователю, то и дело отмечает, что информация противоречива и как всё было на самом деле мы точно не знаем. По поводу рассматриваемого вопроса есть несколько конфликтующих версий, но из них наиболее убедительной представляется следующая… Такой подход повышает доверие к изложенному в книге, даже если автор может для пикантности сгущать краски и, в зависимости от своих личных предпочтений или конъюнктуры момента, добавлять те или иные оттенки к историческим портретам. Если автора не стоит считать объективным в его видении исторических событий и их протагонистов, то и большинство современных историков не могут этим похвастаться.

Вначале повествование показалось мне довольно сухим и одномерным (этот родился тогда-то, до того, как стал императором, побывал там-то и т.д.). Однако постепенно брутальный мир гладиаторских боёв, необузданной тяги к наслаждениям и ничем не сдерживаемой борьбы за влияние, когда жена (предположительно) травит мужа, а сын убивает собственную мать, стал наполняться красками. Цезари с их в чём-то очень человеческими слабостями, доведёнными до крайности реальной или мнимой вседозволенностью, обрели объём. Даже их волюнтаризм и стремление показать, кто «вожак в стае», кажутся вполне человеческими, что, конечно, не оправдывает их варварских поступков. Не стоит забывать, что древнеримская цивилизация во многом строилась на принципе доминирования. Сексуальные отношения тоже понимались в этом ключе. В то время само понятие «пола» не воспринималось так, как оно стало пониматься впоследствии. Об этом желательно помнить, читая о том, как тот или иной император мог чередовать отношения с женщинами и связи с мужчинами.
Светоний передаёт одно из насмешливых прозвищ Юлия Цезаря.

Народный трибун Гельвий Цинна многим признавался, что у него был написан и подготовлен законопроект, который Цезарь приказал провести в его отсутствие: по этому закону Цезарю позволялось брать жен сколько угодно и каких угодно, для рождения наследников. Наконец, чтобы не осталось сомнения в позорной славе его безнравственности и разврата, напомню, что Курион старший в какой-то речи называл его мужем всех жен и женою всех мужей.

Светоний старается в целом придерживаться сбалансированного подхода. Правда, соотношение часто оказывается в пользу негативных моментов, но, вероятно, это соответствовало реальности.
Один и тот же человек совершает подвиги на поле брани во славу «вечного Рима». Благодарные римляне устраивают ему триумф. Он одаряет их денежными подарками… Этот аттракцион щедрости, должно быть, затрагивал не всех. Те, кому посчастливилось иметь римское гражданство, обладали разными преференциями. Для многих получить его было мечтой. К примеру, божественный Август, он же Октавиан, жаловал римское гражданство очень скупо.
Далее, деятель, приумноживший влияние Рима и благополучие его граждан, может велеть отдать на растерзание диким зверям любого, кто ему не понравится, или приказать сбросить его со скалы. Утрирую ли я?

Цитируемый отрывок содержит сцены насилия
Многих граждан из первых сословий он [Гай Калигула], заклеймив раскаленным железом, сослал на рудничные или дорожные работы, или бросил диким зверям, или самих, как зверей, посадил на четвереньки в клетках, или перепилил пополам пилой, – и не за тяжкие провинности, а часто лишь за то, что они плохо отозвались о его зрелищах или никогда не клялись его гением. Отцов он заставлял присутствовать при казни сыновей; за одним из них он послал носилки, когда тот попробовал уклониться по нездоровью; другого он тотчас после зрелища казни пригласил к столу и всяческими любезностями принуждал шутить и веселиться. Надсмотрщика над гладиаторскими битвами и травлями он велел несколько дней подряд бить цепями у себя на глазах, и умертвил не раньше, чем почувствовал вонь гниющего мозга.
свернуть

Да уж, Калигуле нужно объявить импичмент… Кассий, трибун преторианской когорты, и другие заговорщики, видимо, думали аналогично, когда решились напасть на императора, заигравшегося в своём произволе или, по мнению некоторых, утратившего рассудок.

Светоний зачастую наделяет своих героев противоречивыми характеристиками. Порой кажется, что одной рукой он отнимает то, что только что даровал другой.
Так, автор сообщает, что Гай Юлий мог спокойно, «как простой гражданин», перенести брань. Однако тут же говорит, что ставший пожизненным диктатором Юлий принимал «почести сверх всякой меры» и распоряжался делами слишком своевластно.
Противопоставление присуще тому, как писатель изображает двух своих последних цезарей – братьев Тита и Домициана. Последний стал императором после смерти Тита, и «достигнув власти, он беззастенчиво хвалился в сенате, что это он доставил власть отцу и брату, а они лишь вернули её ему».
Подобное фанфаронство было далеко не самым плохим из качеств Домициана, среди которых числились свирепость (впрочем, в той или иной степени это качество было присуще всем двенадцати цезарям), неуёмное сладострастие и лихоимство.
Божественный Тит, напротив, был наделён «особенным даром, искусством или счастьем снискать всеобщее расположение» и, согласно Светонию, отличался умеренностью и даже милосердием к тем, кто злоумышлял против его власти. Среди злоумышленников был и его брат.

А когда однажды за обедом он вспомнил, что за целый день никому не сделал хорошего, то произнес свои знаменитые слова, памятные и достохвальные: «Друзья мои, я потерял день!»

Императорское «приносить благо» работало весьма селективно и, видимо, не относилось не к римлянам.

Римляне в большинстве своём верили во всякого рода знамения и предсказания. В качестве знаков судьбы могли выступать сновидения, парящие высоко или опускающиеся на плечи орлы, мгновенно вырастающие новые ветви деревьев и хвостатые звёзды (кометы), служившие предвещанием гибели. Решения сильных мира сего не в последнюю очередь зависели от того, что скажут оракулы.

По пути он [Тит] спросил оракул Венеры Пафосской, опасно ли плыть дальше, а в ответ получил обещание власти.

Мир Древнего Рима был неприкрыто брутальным, построенным на демонстрациях силы и полным суеверий. Право сильного практически ничем не уравновешивалось. Берясь за книгу Светония, лучше держать это в голове и полностью абстрагироваться от сегодняшних этических норм. Как говорится, autres temps, autres mœurs.
Завершает своё масштабное полотно Светоний на оптимистичной ноте:

Говорят, и сам Домициан видел во сне, будто на спине у него вырос золотой горб, и не сомневался, что это обещает государству после его смерти счастье и благополучие. Так оно вскоре и оказалось, благодаря умеренности и справедливости последующих правителей.

Признаюсь, когда автор уведомлял нас о том, что императоры видели во сне, во мне восставал внутренний скептик, вопрошающий «Откуда ему это известно?»

Подведём некоторые итоги.
Независимо от того, насколько достоверна данная книга, она оказала существенное влияние на то, как поколения историков видели двенадцать цезарей. Повлияла она и на представления о них в массовой культуре. Насколько мне известно, на работу Светония опирался Роберт Грейвз в своём романе «Я, Клавдий».
Книга, дошедшая до нас из античных времён, безусловно, заслуживает внимания. Она довольно увлекательна, хотя и не всегда просто написана.
Истории о корнях цезарей, которой автор предваряет каждую из частей, несколько утяжеляют повествование. Сомневаюсь, что современному читателю нужно знать, кто были прародители Тиберия или в чьё консульство и в календы какого месяца родился Клавдий.
Также надо приложить усилия, чтобы не запутаться в сложном родстве, в котором состояли цезари. В Древнем Риме было нормой усыновлять пасынков и назначать их наследниками. Именно так, к примеру, власть получил Тиберий.
Несмотря на то, что в труде Светония много терминов (преторы, квесторы, эдилы, всадническое сословие, проскрипции), думаю, он может понравиться и тем читателям, чьё знакомство с историей Древнего Рима ограничивается школьными уроками.
Как правило, по смыслу понятно, о чём идёт речь, и как общественный статус одного персонажа соотносится с положением других.
Однако к Светонию не стоит обращаться, если вы хотите освежить свои знания об истории того периода. Знаковую работу нужно читать, если хочется больше узнать о человеческой природе цезарей и почувствовать атмосферу эпохи.
Светоний, вольно или невольно, выступает против традиции возвеличивания личности в истории. Изображая цезарей как людей, обременённых многими пороками, он спускает богов на землю. На страницах книги застывшие в мраморе изображения оживают, и выясняется, что ничто человеческое им не чуждо, даже слишком.

картинка nika_8

Комментарии


Кокошка - четвёртая слева а верхнем ряду.
Или это другая игра?


:) Вроде бы под изображениями подписано "кто есть кто"...
И если это и игра (вся наша жизнь - игра), то у неё явно намного более жёсткие правила, как ты, наверное, мог догадаться, бросив взгляд на рецензию)


Что значит "бросив взгляд"? Я очень внимательно прочитал.
Спасибо, кстати :)

то у неё явно намного более жёсткие правила


римская рулетка. Рад, что живу в 21 веке.

Вроде бы под изображениями подписано "кто есть кто"

Ага, после первых двух я подумал, что это иллюстрация к "12 месяцев" Маршака :)


очень внимательно прочитал.

Прости :) Я хотела не быть многословной, но, как ты знаешь, благими намерениями устлан путь в не самое хорошее место...

это иллюстрация к "12 месяцев" Маршака

Рассмешил )))

Спасибо, Женя)


Вот здесь, кстати, можно посмотреть на императоров в цвете... Только перед сном лучше не смотреть :)


Одних они величали Божественными, другие этого почётного звания не заслужили.

Ник, а почем так? Это же при жизни им давали, да? Чтобы угодить?
Интересно, а других как называли?
Сейчас вроде в Северной Корее Кима называют Солнцеподобным. Эхо этих "божественных".
Или это отца его так?

Покончив или отложив на время официальную часть, Светоний может местами несколько велеречиво, местами с огоньком разглагольствовать о жестокости, тиранической скупости и распущенности цезарей.

Понравилось как ты.. про огонёк)
Представил как у него и правда огонёк зажёгся в глазах и писал с улыбкой, с наслаждением...
А тогда любили смаковать такие темы.
Эдакие.. патологоанатомы истории и личностей в истории.

а иногда и откровенно шокирующими историями,

Ник, а какими примерно? Что поразило больше всего?
Твою рецензию ещё только читаю, там дальше не будет этого?
Заинтриговала..

Вначале повествование показалось мне довольно сухим и одномерным (этот родился тогда-то, до того, как стал императором, побывал там-то и т.д.). Однако постепенно брутальный мир гладиаторских боёв, необузданной тяги к наслаждениям и ничем не сдерживаемой борьбы за влияние, когда жена (предположительно) травит мужа, а сын убивает собственную мать, стал наполняться красками.

Похоже на то, как если бы автор ходил среди могил и смотрел на даты скучные и грустные, а потом остановился у одного надгробия, у другого.. и всё ожило бы, он стал вспоминать...

Даже сексуальные отношения понимались в этом ключе. В то время само понятие «пола» не воспринималось так, как оно стало пониматься впоследствии.

Да и в Греции это было.
Там даже особое слово было для гомосексуальных контактов, как бы расщепляющихся на два качества: постыдное и нет.
Высказывание про "жён всех мужей" и наоборот, ёмкое и хлёсткое, но мы же толком не знаем что было.
Сейчас в газетах тоже могут такое ляпнуть про человека.. что историки грядущего искренне будут верить.
Ник, а есть книга про слухи древнего мира? Вот именно в таком тоне?

Какой же.... этот Калигула.
Ник, ты не знаешь, есть какой нибудь памятник, замученным им людям?
Ужас...
Вот так после разговора о нём скажешь кому то, что мне нравится пьеса Камю - Калигула, и даже этот персонаж симпатичен чем-то... как на садиста посмотрят.

Порой кажется, что одной рукой он отнимает то, что только что даровал другой.

Прелестный психологизм)
Ник, есть свои Калигулы и Цезари в исторической науке: они... с наслаждением режут и жгут и разделяют плоть личности и царствуют над ней...

Признаюсь, когда автор уведомлял нас о том, что императоры видели во сне, во мне восставал внутренний скептик, вопрошающий «Откуда ему это известно?»

А может он любил рассказывать свои сны?
Ник, тогда же сны были неотъемлемым пейзажем культуры и жизни.
О них могли потом судачить на рынках, как сейчас о новостях)

Изображения Клавдия на картинке - похоже на мою соседку.
А Калигулы - на соседа.
М-да...

Никуш, спасибо большое за интересную рецензию!
Чудесного дня тебе)


Это же при жизни им давали, да? Чтобы угодить?

Саш, вроде бы Гая Юлия назвали Божественным уже после его смерти, хотя и при жизни была тенденция к его обожествлению. Ну а потом это, видимо, стало традицией для других цезарей. Но не всех так называли...
Сейчас погуглила, сообщается, что в 42 г. до н.э. Юлия провозгласили Божественным (т.е. спустя примерно два года после его убийства).

А тогда любили смаковать такие темы.

Любили :) И даже если многие пикантные, мягко выражаясь, истории - выдумка, это немало говорит о нравах эпохи)

потом остановился у одного надгробия, у другого.. и всё ожило бы, он стал вспоминать..

Прям пролог к историческому фильму. Образно...
А так, почивших цезарей вроде было принято кремировать, и на месте кремации возводили алтарь, статую или какой-то друг знак почитания.

что мне нравится пьеса Камю - Калигула, и даже этот персонаж симпатичен чем-то... как на садиста посмотрят.

:) Мне легче, я не читала "Калигулу" Камю. Название волнительное))

Высказывание про "жён всех мужей" и наоборот, ёмкое и хлёсткое, но мы же толком не знаем что было.

Умели они хлёстко выражаться :) Ты прав, точно ничего неизвестно. И Светоний здесь передаёт слухи, как и во многих других случаях. Просто он, вероятно, перерабатывал те источники, которые у него были под рукой. Но там, ествественно, могло быть много разной клеветы и гротескных преувеличений...

Ник, а есть книга про слухи древнего мира? Вот именно в таком тоне?

Задумалась, Саш... В принципе, у Светония в 12 цезарях много слухов на тему "кто с кем, когда и где" собрано. Поэтому если хочется узнать о светских сплетнях древнего мира, книга вполне подойдёт) Чем-то это напоминает сегодняшнюю светскую хронику, если сделать (большую) скидку на гротеск и удалённость эпохи))

О них могли потом судачить на рынках, как сейчас о новостях)

Согласна, могли))

Клавдия на картинке - похоже на мою соседку.
А Калигулы - на соседа.

Ты там поосторожней :) Как страшно жить))

Большущее спасибо за внимательное прочтение и интересный комментарий, Саш! Приятного тебе вечера))


Ник, ты не знаешь, есть какой нибудь памятник, замученным им людям?

Что типа мемориала? Не знаю даже, Саш... Но мне кажется, это было бы непросто сделать. Слишком давно это было, найти достоверную информацию о его жертвах, наверное, затруднительно.
Сейчас вроде полагают, что Калигула в самом начале не был чудовищем (это Светоний его так без обиняков называет), он даже неплохо начал правление, народ возлагал надежды на молодого императора... Потом он чем-то заболел, и после этого его рассудок помутился. По крайней мере, есть такая версия.


Да, с мемориалом сложно было бы.
Хотя можно было бы что-то символичное сделать.
Где-то слышал про рассудок помутившийся.. вроде даже от тебя)
У Камю в пьесе иная трактовка истоков его безумия и жестокости: экзистенциально-лиричная)
Кстати, мне вчера вечером в дверь постучал "Калигула")
О времена о нравы!

Чудесного дня, Никуш)


Спасибо за познавательную рецензию, Ника!) Интересно почитать о цезарях) Чего там только не было, в Древнем Риме...

среди которых числились свирепость (впрочем, в той или иной степени это качество было присуще всем двенадцати цезарям), неуёмное сладострастие и лихоимство.

По-моему все эти качества были присущи всем цезарям, включая фанфаронство) Это даже из твоей рецензии чувствуется.

Гай Юлий мог спокойно, «как простой гражданин», перенести брань. Однако тут же говорит, что ставший пожизненным диктатором Юлий принимал «почести сверх всякой меры»

Наверно, и то и другое было. Сегодня он вел себя одним образом, завтра иначе

Однако к Светонию не стоит обращаться, если вы хотите освежить свои знания об истории того периода

Спасибо, что предупредила:) Значит ли это, что в книге все же много сплетен? Хотя я понимаю, что сейчас не поймешь, где слухи, а где правда.

Да, еще мне очень понравился твой заголовок ))


Чего там только не было, в Древнем Риме...

О да!)

все эти качества были присущи всем цезарям, включая фанфаронство

Ты, конечно, права) Просто степень варьировалась. Светоний выделяет Тиберия (не все историки разделяют это мнение), Гая Калигулу, Нерона...

Наверно, и то и другое было. Сегодня он вел себя одним образом, завтра иначе

И снова полностью с тобой согласна, Кристин) Признаюсь, я даже хотела добавить похожую фразу в рецензию, но решила быть покороче))

понравился твой заголовок

Спасибо :) Я стремилась к лаконичности)

Значит ли это, что в книге все же много сплетен?

Сплетен имеется в избытке. Но есть в книге и о политических решениях, которые влияли на римлян, географически разбросанных военных операциях империи... Просто всё это изложено так, что если читатель не в курсе, о чём идёт речь, ему может быть трудно сориентироваться... Впрочем, само разделение на "политическое" и "личное" отдаёт анахронизмом. Вряд ли их тогда так разделяли... И, вполне возможно, Светоний считал, что его рассказы о личной жизни императоров имеют важное значение... и отчасти так оно и было)

Большое тебе спасибо за внимание и отклик, Кристина!) Всегда рада тебя слышать :)


Просто степень варьировалась.

Это как "дьявол в мелочах". От этой степени многое зависело
И, вполне возможно, Светоний считал, что его рассказы о личной жизни императоров имеют важное значение

Хорошо подметила ))

Ника, тут хорошая песня про Цезаря. Это Канцлер Ги)


Спасибо за атмосферную песню, Кристин!) Слышала её когда-то, но ты мне напомнила... Захотелось и другие песни у Канцлера Ги послушать :)

Отбросьте личину –
Не в том ли причина:
Вам нечего больше желать,
Божественный Юлий

в труде Светония много терминов (преторы, квесторы, эдилы, всадническое сословие, проскрипции), думаю, он может понравиться и тем читателям, чьё знакомство с историей Древнего Рима ограничивается школьными уроками.

Дык все эти преторы и проскрипции вполне есть в школьных учебниках. Точнее, были - про нынешние не знаю.


эти преторы и проскрипции вполне есть в школьных учебниках.

Наверное поэтому моё внимание зафиксировалось на этих терминах, потому что они мне знакомы :) О печально известных проскрипциях вообще часто можно услышать в разных контекстах.
Но в книге есть и менее узнаваемые обозначения) И потом, мне кажется, что учебники могут быстро забываться, если нет интереса к теме, а память перегружена другой информацией...
Спасибо за внимание)


๋๋очень познавательная рецензия!
Но вы знаете пока ее читала все время ловила себя на мысли, что не так, уж, много изменилось в жизни цезарей, просто многое ушло с реальной сцены на экраны сми. Нет четвертований, но есть другие вещи, а что до разнузданности нравов, так еще как сказать...


Спасибо большое, что заглянули и прочитали!

Вы правы, природа человеческая мало поменялась с тех давних пор. Принцип "хлеба и зрелищ" по-прежнему актуален, пусть и в иных форах.
Меня тоже посещали подобные мысли, когда я читала книгу... Поэтому я и написала про "в чём-то очень человеческие" слабости цезарей.

просто многое ушло с реальной сцены на экраны сми.

Это да... Но, с другой стороны, сми можно не смотреть, не читать, настроить нашу ленту новостей так, чтобы в ней максимально не было того, что нам неинтересно. В этом смысле мне кажется, у нас в XXI веке есть преимущества перед предыдущими эпохами. Но не исключено, что в относительной свободе выбора и контроля за потребляемым контентом много иллюзорного...
Сейчас читаю "Размышления" Марка Аврелия. Там он как раз говорит о том, что сколько бы веков не прошло, ничего существенно нового в мире не будет, невзирая на постоянные изменения)
По мнению императора-философа, в "зияющей бездне вечности за нами и пред нами" всё, по сути, едино.