Больше рецензий
6 октября 2012 г. 23:03
5K
5
РецензияТот вечер, когда я засел за Достоевского, был величайшим событием моей жизни, более важным, чем первая любовь.
Генри Миллер «Тропик Козерога»
Вот тут мы с Генри Миллером совпали, Достоевский у меня, действительно, был вместо первой любви: маленький провинциальный городок, весна, томление, девушка под кустом сирени читает книгу, кусает губы. Да и как не кусать, когда там Настасья Филипповна – инфернальница – творит что-то не вполне еще понятное и душераздирающее. Потом декорации менялись много раз, но всегда, это был провал, как в болезнь («Князь, слетали вы когда-нибудь с колокольни?»), потому что любовь к Достоевскому – это диагноз. Федормихайловщина неизлечима, ее мучительные рецидивы приходят весной и осенью, и ничего не остается, как вцепиться в какой-нибудь том и провести несколько дней в помрачающем разум бреду.
Не знаю, в который раз я перечитывала «Идиота», все сюжетные ходы давно выучены наизусть, но это не снимает напряжения, не может быть скуки при такой игре страстей и смыслов. Творчеству Достоевского, в принципе, свойственна двойственность, но в «Идиоте» она является самой сутью этого романа – здесь все дихотомично и находится в противостоянии. Герои разбиваются на пары, вращающиеся вокруг какого-то центра, пары рассыпаются и вновь складываются в комбинации: Аглая – Ганя – Настасья Филипповна, Ганя – Настасья Филипповна – Рогожин, Рогожин – Настасья Филипповна – князь Мышкин, Настасья Филипповна – князь Мышкин – Аглая, князь Мышкин – Аглая – Ганя.
Любопытно, но Настасья Филипповна и Аглая – по сути одна и та же женщина, только находящаяся в разных обстоятельствах. Для кого-то это может показаться парадоксом, но я, по крайней мере, не вижу большой разницы в характерах, хотя одна при этом ангел, а другая – демон. А если поменять их жизненными обстоятельствами, не получится ли все с точностью до наоборот? Да, Аглая чиста и ищет себе муку, Настасья Филипповна изломана и не может от своей муки освободиться, а темперамент – тот же, и обе прекрасны. Когда они стоят друг напротив друга – это зеркало, которое каждой хочется разбить, не удивительно, что князь смешался. Мне кажется, что для Достоевского они обе – женщина вообще, та Женщина, вокруг которой вертится мир.
Про пару князь Мышкин и Рогожин сказать можно много, но всего не выскажешь. Если в двух словах: враги и братья. Если еще пару слов добавить: юродивый и зверь. Если пойти дальше: дух и тело. А если подняться на самый высокий уровень: Иисус и Дьявол. Я именно в этот раз обратила внимание на вездесущесть Рогожина. Эти глаза, сверкающие в толпе, эта стоящая за углом фигура, эти внезапные появления. Он ведь не только для князя Мышкина становится кошмаром. Ипполит видит его у себя в темноте комнаты: «Вы приходили ко мне и сидели молча у меня на стуле, у окна, целый час; больше; в первом и во втором часу пополуночи; вы потом встали и ушли в третьем часу... Это были вы, вы! Зачем вы пугали меня, зачем вы приходили мучить меня, - не понимаю, но это были вы!» Согласитесь, это больше, чем просто купчик буйного нрава? У меня здесь возникает параллель с «Братьями Карамазовыми», с той сценой, когда черт приходит к Ивану. И Настасью Филипповну к Рогожину тянет, как в омут. Это ее искушение и погибель.
Но у погибели есть противовес: князь-идиот. Несколько раз в романе возникает образ Христа, снятого с креста на картине Гольбейна, копия с которой висит у Рогожина в кабинете. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» - восклицает князь Мышкин. Этот Христос каким-то образом привязывается к князю. Юродивый, Иисусик… А вы в Бога веруете, господа? Не в того, который во славе, а в того, который лежит с посиневшим мертвым лицом? А послушаете вы его, если он явится в вашу гостиную, будет говорить несалонные вещи, размахивать руками и под конец ринется на пол с «диким криком «духа, сотрясшего и повергшего»»? Нет, помилуйте, это же дурной тон. И все эти странные идеи тоже. Невозможно. И получается, что лишь один Рогожин, брат названный и враг кровный, способен понять и полюбить в ненависти. И оба обречены. Потому что оба «по ту сторону добра и зла», оба не вписываются в рамки приличного, только отклонения у них в разные стороны. В этом весь Достоевский: он от пошлой по сути историйки (но не без пикантности), приходит к вечному противостоянию, которое нельзя ни разрешить, ни нарушить, иначе все полетит в тартарары. Ну разве что когда-нибудь, после судной трубы… Или нет? А это уже вопрос не романный.
Комментарии
Оля...у меня просто дар речи пропал! Потрясающе написано. И согласна абсолютно, что Аглая и Настасья Филипповна - одна женщина, зеркальные отображения друг друга.
Но у меня ещё одна ассоциация есть в романе. Мышкин - Настасья/Аглая - Рогожин - суть человека. Дух-Красота-Плоть.
Да, пожалуй, у меня тоже такая ассоциация есть, только я ее не додумала до конца. ))) Вот приятно с понимающим человеком поговорить))
Просто ''Федормихайловщина неизлечима'' :))))
- как написано! Не хуже,чем сам роман. Спасибо!
Спасибо большое, но вы мне все же льстите))) Я не берусь конкурировать с Федором Михайловичем...
Превосходно!
Спасибо ))
Замечательно! Какая логически стройная рецензия.
Дуализм Достоевского... Одна тема, а о романе все сказано.)
И вывод какой!
Аплодирую!
Спасибо, Наташ! У меня, когда я села за рецензию сначала дух перехватило: это не шутка на "Идиота" отзыв написать))) А потом пришло вдохновение.
Ночью, конечно же.))
Великолепная рецензия, спасибо Вам большое!
И вам спасибо за отклик))
всякие экранизации не тянет смотреть... а вот в оригинале прочитал бы
А у меня вот такая же неизлечимая любовь к Блоку.Поэтому понимаю!!!
На сайте это - лучшая рецензия на "Идиота", написанная с глубоким пониманием романа. Спасибо!
Мне кажется, что книги Достоевского, в том числе и "Идиота" можно перечитывать сотни раз. Каждый раз будешь узнавать столько нового! Ведь каждый герой так подробно описан, но, к сожалению, у читателя не всегда хватает времени, что бы все целиком осмыслить, потому что сюжет идет дальше и не стоит на месте. Зато, когда перечитываешь, уже и на другом заостряешь внимание, на том, чего раньше и не приметил.
Полностью согласна, именно этим и отличаются великие произведения, что их можно читать по много раз, переосмысливая по-новому, воспринимая то один, то другой план произведения. Восприятие зависит и от возраста, и от нового приобретенного опыта, и от настроения в определенный момент. Каждый раз обращаешь внимание на то, что именно сейчас для тебя важно.
И спасибо огромное за Вашу рецензию! Это вторая моя любимая книга!