Больше рецензий

18 апреля 2021 г. 20:43

1K

5 "Бедный, бедный Иосиф..."

Вот и прочитан третий, завершающий том трилогии Фейхтвангера об Иосифе Флавии. И даже как-то грустно. И даже хочется сразу же перечитать том первый - "Иудейская война"...
Самая печальная, на мой взгляд, книга в трилогии. Иосиф в очередной раз становится жертвой своего тщеславия, пренебрегая опасностью, исходящей от взошедшего на римский престол императора Домициана. Этот правитель жесток, коварен и злопамятен. Он ненавидит Иосифа, но вредить ему в открытую опасается: уж очень боится Домициан испытать на себе гнев странного невидимого бога Ягве, которому поклоняются иудеи. Поэтому он отбирает у Иосифа самое дорогое, полагая, что этим никакого недовольства еврейского бога не вызовет.
Очень интересно (впрочем, как и в предыдущих томах) описывает автор жизнь Рима того времени. Правление Домициана было ознаменовано ужесточением цензуры, многочисленными казнями тех, кто был не вполне удобен императору, а также изгнанием членов их семей. Так была предана смерти весталка Корнелия, любимица римлян, которая, якобы, не смогла сдержать обета целомудрия. Никто в городе не верил в её вину, но перечить императору опасались. Весталок не казнили: считалось, что город не вправе брать на себя такой грех, их просто погребали заживо. И вот Корнелия медленно спустилась в подготовленное для неё подземелье, где её ожидал лишь светильник и немного еды, вход засыпали землёй, и народу оставалось надеяться лишь на то, что супруга императора, честная и смелая Луция, успела передать Корнелии пузырёк с ядом. А Домициан остался очень доволен сделанным...
Иосиф, понимая, что жизнь в Риме теперь станет для него не только сложной, но и опасной, возвращается в Иудею, где его ждёт его еврейская жена Мара и дети. Но в душе его по-прежнему нет покоя: все написанные им книги, которыми восторгались прежние правители римской империи, кажутся ему лживыми и пустыми; вся прожитая жизнь предстаёт лишь чередой разочарований и потерь. Легко ли ему на родине? Отнюдь нет. Здесь многие ещё помнят его позорный переход на сторону римлян в первой войне, открыто презирают его. Управляет Иудеей римский губернатор, но это формальная власть. На деле всю политику определяет хладнокровный и жестокий Павел Басс. Но позвольте, давно ли у него такая фамилия? Ведь это не кто иной, как Павел Флавий - родной сын Иосифа, которого тот так давно и так безуспешно пытался растить в еврейской вере.

Совершенно стёрлись и те еврейские черты, которые старался ему привить отец. Исчез и эллинский дух, которым так жаждали пропитать его душу мать и учитель. Победила среда, где он жил, время, в котором он жил: сын еврея и гречанки окончательно стал римлянином.

Теперь, всем сердцем ненавидя евреев, Павел советует губернатору ввести для них подушный налог, прекрасно понимая, что в стране, где зреет народное восстание, это станет последней каплей, переполнившей чашу терпения. Но Риму это и нужно. Нужно, чтобы евреи первые начали восстание, к подавлению которого и введению новых карательных мер прекрасно вооружённая римская армия давно готова.
Мы прощаемся с Иосифом, видя его уже старцем. Ему за семьдесят, он растерянно стоит перед римскими солдатами и показывает им документы о своей принадлежности к римской знати. Те говорят, что этим бумагам сейчас грош цена и требуют подпись "самого Павла Басса". Слова Иосифа о том, что Павла Басса он знает очень хорошо, вызывают у солдат лишь взрыв хохота. Ну как может этот седой оборванный еврей знать их бесстрашного военачальника? Это просто смешно. Заявив, что все имеющиеся у Иосифа вещи "могут украсть", солдаты отбирают у него деньги, документы и золотое кольцо дворянства второго ранга. Бедный, бедный Иосиф...
Нет никакого смысла читать "Настанет день" отдельно от двух других книг трилогии. Для меня чтение этого романа стало очередным подтверждением огромного таланта автора и уверенности в том, что к его произведениям я буду возвращаться ещё не раз.