Больше рецензий

Solnce_bolot

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 апреля 2021 г. 20:23

652

4.5 Искусство мертвецов и господство одиночества

Жан Жене - это всегда про впечатление от искусства, нежели непосредственная критика.

Мысль обретающая форму по мере продвижения вперед, всегда уходящая куда-то на глубину, а не стремящаяся к поверхности. В этом их схожесть с Сартром. Их мысль тяжелая, но при этом захватывающая и прекрасная в своей необычной форме. Текст который уплывает куда-то в темноту, отдаляется, но при этом и тебя тянет за собой. Такие вещи читаешь очень внимательно, словно погружаясь в транс.

Упор Жене делает на слог и образы. Попутно вырисовывает сюжет и подтверждает документальность. Но они в хвосте, маячат на последних позициях, не привлекая к себе особого внимания. Другое дело - слог. Порой излишне возвышенный, но эта возвышенность ему идет. Она необходима тем недосягаемым образам, которые создает автор. Он всегда возносит искусство на вершину понимания. Наглядно демонстрирует свое замешательство перед ним, представляя свои тексты лишь попыткой осознания истинного смысла шедевров.

Вот и скульптуры Джакометти, чудные и сюрреалистичные, Жене признает божеством.

Я. - Чтобы хранить у себя одну из ваших скульптур, нужно быть мужественным.
Он. - Почему?
Не решаюсь ответить. Он не воспримет мой ответ.
Я. - Как только одна, из ваших скульптур оказывается в комнате, комната превращается в храм.

Я бы назвала эту книгу художественной прозой о художнике и художниках. Помимо впечатления от личности и творчества самого Джакометти, тут много интересных мыслей об одиночестве, его господстве и знании непостижимого своеобразия; об искусстве адресованном мертвецам, а не людям будущего; и о красоте, которая заключена в страдании каждого человека, неповторимом и бесконечно одиноком в огромном пространстве космоса. Таком же одиноком как скульптуры Джакометти выражающее чувство изолированности личности, характерное для французского авангарда XX века.