Больше рецензий

Elessar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 ноября 2012 г. 20:38

904

4

Очень и очень необычная книга, особенно в свете моего всегдашнего круга чтения. Во-первых, это не просто классика, а самый настоящий памятник литературы восемнадцатого века, посвящённый к тому же любовным приключениям представителей высшего света. А значит, на страницах романа в полном объёме представлены все те слегка тяжеловесные, но несомненно изысканные речевые обороты и барочные стилистические красивости, которыми славится литература подобного рода. "Опасные связи" ценны как раз именно тем, что являются несомненным подлинником той самой манеры писать, которую впоследствии пытались с переменным успехом воссоздать и препарировать позднейшие авторы. Стиль де Лакло поначалу кажется несколько необычным, но к этому быстро привыкаешь. Манера персонажей изъясняться никоим образом не заслоняет от нас действие, которое развивается вполне себе стремительно.

Но прежде чем перейти к сюжету, стоит отметить ещё одну особенность романа. Речь, безусловно, идёт об избранном автором формате. "Опасные связи" - эпистолярный роман, а говоря по-простому, роман в письмах. И это во-вторых. Для вашего покорного слуги, не вполне привычного к такому формату, сей факт стал тем более замечателен. Разумеется, подобное решение накладывает на автора некоторые трудности. Взять хотя бы полную невозможность прояснить авторскую позицию да и вообще обозначить иное отношение к происходящему, кроме явствующего из писем героев. Далее, все важнейшие моменты сюжета показаны постфактум и сквозь призму восприятия того или иного персонажа. Которые, все как один, напропалую лгут и недоговаривают. В лучшем же случае - просто невероятно пристрастны. Это вынуждает читателя если и не искать этической основы, которая вполне очевидна даже и в таком разрезе, то хотя бы всерьёз вникать в суть разворачивающихся перед ним интриг. Потому как кажущиеся союзники почти наверняка злоумышляют друг против друга и потому лгут даже в самых на первый взгляд искренних письмах.

Ещё одно безусловное достоинство де Лакло, ярко и глубоко высвеченное во многом благодаря эпистолярному жанру, кроется в его талантах стилиста. Имея в своём распоряжении самых разных героев, отличных друг от друга и социальным положением, и воспитанием, и возрастом, и нравственными основами, и интеллектом, и эмоциональностью, и непосредственностью и чёрт знает, чем ещё, автор наделяет каждого уникальной манерой говорить. Хотя формат и отнимает у де Лакло возможность дать нам портреты персонажей, он мастерски рисует нам их сквозь призму речи. Не зная даже, как выглядят Вальмон или Сесиль, мы тем не менее считаем их родными и знакомыми, а главное, полноценными личностями. И первейшая тому причина - мастерство автора, давшее каждому из героев глубину, характер и душу.

Возвращаясь к интригам, следует непременно отметить изобретательность автора. Изощрённые многоходовые комбинации, предстающие перед лицом читателя, действительно поражают, и не только как пример чудовищного коварства и ненависти, но и в качестве демонстрации блестящей работы злобного и изощрённого разума. Размах, детальность и предсказательная сила планов маркизы внушают невольное уважение. Госпожа де Мертей оказалась способна с лёгкостью читать в сердцах людей и предсказывать их поведение в самых мельчайших подробностях. Но в финале, несмотря на успех почти всех её замыслов, маркиза оказывается проигравшей. Поначалу кажется, что виной всему её болезненное чувство к Вальмону, а точнее - исступлённое желание любить и быть любимой при полной к тому неспособности. Но если задуматься, то выходит нечто совсем иное. Мне всё же кажется, что главным ударом для маркизы стала не гибель Вальмона, к коей она вполне осознанно приложила руку, но потеря положения в обществе и состояния. Маркиза не просто неспособна любить, но и полностью в этом не нуждается. Тем не менее, осознание собственной неполноценности, пусть и неосознанное, маячащее где-то на периферии рассудка, вынуждает её яростно нападать на каждое подлинное проявление чувств. Скорее всего, Вальмон был близок ей не как объект возможного чувства, но как невольный сообщник, адепт той же больной идеологии. Отчаянно пытаясь убить в виконте все проявления человечности и потерпев в итоге неуспех, маркиза и решается погубить его, пусть и дорогой для себя ценой. Не столько из мести, сколько из зависти к его способности измениться к лучшему.

Так или иначе, роман интересен и в отрыве от нравственно-этической проблематики. Хотя сюжет довольно предсказуем и читается почти с самого начала, перед нами пример вполне уникального и заметного произведения. Талант де Лакло готовит читателю знакомство с необычной и примечательной формой композиции, образный и характерный язык, стилистические изыски и глубокую проработку героев. Притом "Опасные связи" можно посоветовать не только гурманам от литературы, ищущим новых впечатлений и опыта, но и просто любителям драмы, аристократической интриганской прозы и историй о несчастной любви. Напоследок ещё упомяну, что роман можно считать эротическим разве что условно. Назвать "Опасные связи" пошлой или шокирующе-откровенной книгой может разве что самый завзятый ханжа. Не последнюю роль тут играет и значительная деформация нравственных устоев, которую с тех пор претерпело наше с вами общество, но так или иначе де Лакло ограничивает себя строгими рамками. Которые, к слову сказать, дали бы честь очень многим авторам - нашим современникам. Словом, читайте смело, никаких особых противопоказаний не наблюдается.

Прочитано в продолжение знакомства с эпистолярным романом, инспирированного ноябрьской встречей СКК 13Ф. Стоит отметить, что продолжилось знакомство куда интереснее, чем началось.

рецензия на фантлабе

Комментарии


*довольна до ушей*
Брависсимо!

...А как рецензия на ФантЛаб-то попала? О_о Где в "Опасных связях" фантастика?


А там нет правила, чтобы только фантастика. Раз уж добавили книгу на сайт, значит, наверное, можно писать рецензии))


Эээ... Ну да, но тогда значит, что у Шодерло де Лакло должно быть хоть что-то фантастическое в каких-то других произведениях... Или нет?
Ладно, сейчас сама пойду посмотрю.


Раз автор закрыт, то скорее всего, добавили в честь выхода очередного издания. В рубрике "книжные новинки" есть раздел с нефантастикой, и там тоже ставят ссылки на книги. То есть книги добавляют в базу, а страничку на автора не заводят.


Ах вот оно что. Ну, спасибо за исчерпывающую консультацию. И ещё раз спасибо за рецензию.


Тебе спасибо за комментарии))


Скорее всего, Вальмон был близок ей не как объект возможного чувства, но как невольный сообщник, адепт той же больной идеологии. Отчаянно пытаясь убить в виконте все проявления человечности и потерпев в итоге неуспех, маркиза и решается погубить его, пусть и дорогой для себя ценой. Не столько из мести, сколько из зависти к его способности измениться к лучшему.


А ведь вы, пожалуй, правы. Очень люблю этот роман, но с такой точки зрения маркизу не рассматривала. Вернее что-то подобное подозревала, но скорей на уровне ощущений, в каком-то не оформленном виде. :)


Очень хорошая рецензия! Я все бродила вокруг да около этой книги, возможно, прочту в скором времени. Меня отпугивало то, что он написан в письмах, но судя по этой рецензии, бояться этого не стоит. :)


Для знакомства с эпистолярным форматом вполне пойдёт, у меня это тоже было впервые))


А фильм вы не смотрели? Мне вот очень понравилась экранизация с Малковичем, Пфайфер и молоденькими Турман и Ривзом. Шикарное дополнение к книге.


Не смотрел, к сожалению. Я как-то очень скверно воспринимаю видеоряд((


Да-да, с Малковичем лучшая экранизация! Редкий случай, когда я сначала посмотрела фильм, а потом прочитала книгу, и при этом не разочаровалась ни в одном, ни в другом.


Аналогично!


я висконта по-другому, как в образе Малковича и не воспринимаю теперь)
он там просто олицетворение порока)


Вот именно)


Да! Фильм невероятно крут, просто бесподобен!


Прекрасная рецензия, замечательный анализ! И действительно, непривычный круг чтения для вас, но этим и прекрасен мир книг, куда только не заведет! БРАВО!


Как чудесно написали, спасибо!
Сама очень люблю эту книгу. Причём, то, что многих отпугивает - роман в письмах - для меня несомненный плюс.


читаю в рамках "дайте две", пока в полном восторге! Я и не знала, что литература 18 века может быть такой изысканной, такой многогранной! Свое мнение сразу же после прочтения напишу. Но уже уверена, что заношу в "любимые"..


Шикарный обзор, несмотря на спойлеры )) Читаю ее в рамках флэшмоба и пока испытываю скорее умиление, нежели восторг, но книга примечательная.