Больше рецензий

barbakan

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2012 г. 21:09

2K

4

Я думал, что Паустовский – это про природу. И не читал. Думал, что вот дозрею я когда-нибудь до природы, сяду с выводком своих розовых детей в душистую траву с кузнечиками и под аккомпанемент бамбуковой флейты буду читать им Фета, «Записки охотника», Пришвина и Паустовского. И еще я думал, что два последних персонажа моих грез – это один человек. Но вот однажды, совсем недавно, в фейсбуке я увидел фотографию, где Марлен Дитрих, инфернальная германская бисексуалка, кто не знает, любовница Гитлера, Хемингуэя и Мэрилин Монро, стоит на коленях и целует Паустовскому руку. Интересно, подумал я. Это она его за природу так целует что ли?! Или, может, еще за что-то?! Пошел в гугл, оказывается, Паустовский писал не только про природу, а еще про кучу всего, и там же узнал, что его первая повесть «Кара-Бугаз» написана с использованием приема «остранения». Ну, если с использованием приема, подумал я, и если Марлен Дитрих на коленях, надо читать.

Прочитал. Сразу скажу, «остранения» не нашел. Ну, да и Бог с ним.
«Кара-Бугаз» – это история одного заливчика Каспийского моря в Туркмении, где добывается глауберова соль. Заливчик этот и есть главный герой повести, как Невский проспект – главный герой «Невского проспекта». В первой части мы видим русских ученых исследователей, которые еще при Николае II кровавом обнаруживают в заливе крупнейшую залежь мирабилита и спасают его от своего же ученого нигилизма. Сначала залив хотели как-то спилить за ненадобностью. Во второй части повести – боевик с участием пленных красноармейцев, которых белые высаживают на необитаемом острове близ «Кара-Бугаза» умирать. Их спасает еще один русский ученый. Третья часть – производственный роман про то, как уже советские ученые делают из этой крайне неуютной части земного шара (Кара-Бугаз переводится «черная пасть») технократический рай. Одним словом, «Кара-Бугаз» – повесть о русских советских ученых, которые ищут нефть, строят дамбы, борются с неграмотностью, варварством и религией, добывают минералы, рубят скалы и любят жизнь. «Нельзя победить пустыню, и недаром созданы верблюды и саксаул. Файреддин смеялся, а большевики копали канал и строили плотину. И вот взошел день великого торжества. Светлая вода из Аму хлынула в Узбой, и песок не украл ни одного ведра ее. Через ряд лет пески зарастут хлопком и виноградом, карагачами и инжиром. Нищая страна, сухая, как язык пса, издохшего от жажды, будет пить воду, как люди пьют вино».

Когда я прочитал эту повесть, мне вдруг показалось, что я понял, за что Марлен Дитрих целовала руку Паустовскому. Скорее всего я ошибаюсь, но, по крайней мере, мне бы хотелось думать, что она поцеловала руку именно за этих русских ученых и, в широком смысле, за тех строителей нового мира, которые готовы положить жизнь на то, чтобы далекая нищая выжженная земля Файреддина заросла хлопком и виноградом. Карагачами и инжиром.

Комментарии


Красиво:)


Вот здесь небольшая, но по-моему, очаровательная статья о Паустовском. Все-таки, какой пропагандистской была школьная программа, что даже бесконечно беспартийного Паустовского умудрилась окоммуниздить.


Да, действительно отличная статья. Спасибо.


Ой, ну Гитлера-то куда припёл!


Да, вы правы, приплел по дурости. Сходил в гугл, там говорят что Гитлер к ней клеился, но она ему отказала в жесткой форме. "Не хочу, - говорит, - спать с тираном и кровопийцей". И ушла к артисту Жану Габену.


:)) Да и с Мерилин накладочка вышла, с Гретой Гарбо она спала)


Да ладно?! Вот здесь - ни шагу назад! С Мэрилин было.


все может быть, это ж Голливуд! Повальный, тэк скээть:))


Вот-вот! Я это и хотел передать: немецкая львица, утомленная садомией, наркотиками и однополой любовью, приезжает в СССР, видит Паустовкого, который писал про хороших людей, большевиков, природу Мещерской стороны... и падает перед ним на колени, проклиная греховную жизнь свою. Сцена прямо из Достоевского.


А садомия - это когда содомия в саду, да?


А-а-а!! Точно!


это была не очень утонченная женщина) Она просто выглядела утонченной вот


А что же она на колени падает, если такая солдафонка? Как вы объясните?


она не салдафонка, а человек с большой внутренней самодисциплиной, дочь немецкого офицера. А на колени падает потому, что любит литературу и оценила Мастера. Кстати, очень не равнодушна была к русской литературе. Ну, и эффектный жест, конечно. Она ж актриса! А тут, представьте себе голливудская звезда становится на колени перед советским писателем - пресса всего мира ей обеспечена!


Ну, я думаю, что она много на веку повидала хороших писателей, не перед каждым же на колени падать? А что касается эффектного жеста, то и у Достоевского подобные сцены наполовину эффектный жест, а наполовину - раскаяние. У эксцентричных личностей с расшатанными нервами так часто бывает.


О! Паустовский - не каждый) Учитывая Ремарка в анамнезе, она знала, кого считать Мастером.


Хорошая рецензия.
Поразительно так, но я тоже именно из-за этой фотографии узнал, что Паустовский - это не только о природе.

А вот почему Марлен встала перед Паустовским на колени.


Вдруг, не сказав ни единого слова, Марлен Дитрих молча грохнулась перед ним на колени. А потом, схватив его руку, начала ее целовать и долго потом прижимала эту руку к своему лицу, залитому абсолютно не киношными слезами.
Марлен Дитрих тихо объяснила, что прочла она книг как бы немало, но самым большим литературным событием в своей жизни считает рассказ советского писателя Константина Паустовского "Телеграмма", который она случайно прочитала в переводе на немецкий в каком-то сборнике, рекомендованном немецкому юношеству.

И, быстро утерев последнюю, совсем уж бриллиантовую слезу, Марлен сказала - очень просто: "С тех пор я чувствовала как бы некий долг - поцеловать руку писателя, который это написал. И вот - сбылось! Я счастлива, что я успела это сделать. Спасибо вам всем - и спасибо России!"


Большое спасибо. Сегодня буду читать "Телеграмму".


Ой чую ждет еще много недоумения впереди;) Грохаются на колени они там на гнилом западе все ж за ради пиара и эпатажа, а мы то тут сурьезные причины роем, копаем:)


Может быть, оно, конечно, и так, но только жалко, если так просто.


Я то же пошла почитать, очень уж вы меня заинтриговали:))


Попробуйте почитать "Повесть о жизни". Сильная вещь.


Да-да, только хотела посоветовать "Повесть о жизни", "Дым отечества", "Золотую розу". И еще рассказы его замечательные - "Ручьи, где плещется форель", "Корзина с еловыми шишками", "Снег". Я Вам завидую, что вы его будете читать впервые.


Спасибо, дорогие коллеги, за совет. "Повесть о жизни" уже поставил скачивать. Но она большая, черт возьми: 5 книг, 46 часов звучания!!! Все надо читать?


А моя любимая "Мещерская сторона", чисто о природе;)


Это из "Повести о жизни"? Или отдельная вещь?


по-моему, отдельная...


По моему мнению - всё! Повесть о жизни - хорошая книжка.


Хорошая книжная полка, вы хотели сказать. Но я вас понял. Спасибо.


Я начал читать с четвертой книги "Время больших ожиданий". Потом прочитал пятую и шестую. Затем первую и вторую. И не раз возвращался к каждой по отдельности - перечитывал какие-то главы.

"Время больших ожиданий" - это очень хорошая книга. Он там прекрасно описывает Одессу. Кстати, в этом городе есть музей Паустовского (но по сути, он посвящен одной этой книге, что видно по подборке экспонатов, да и экскурсоводы не скрывают этого факта).


Спасибо. А я был в Одессе в литературном музее. Оказалась, что вся русская литература вышла из Одессы. Кроме, может быть, Толстого и Достоевского.