Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

3 мая 2021 г. 12:47

730

3.5 Северу душно, лечу налегке

Странное дело, первый самостоятельный роман Жорж Санд о чувствах, пылких, но не всегда искренних признаниях, длинных объяснениях в диалогах, а мне смешно. Такое чувство, будто в театре уставших актёров сижу. Они играют, проговаривают заданный автором текст, а думают о своём: огорчаются плохими оценками детей, мечтают об отпуске на море, рассчитывают, когда помочь родителям на даче, прикидывают, будет ли в номере гостиницы горячая вода. Может, этому ещё способствовало аудиочтение. Голос чтицы хорош для спокойной интонации авторских ремарок, но в диалогах слишком патетичен. Людмила Солоха слишком звонко читала за мужчин, что било по ушам, а Индиана хотела казаться настолько жалкой, что и стараться чтице не приходилось, чтобы соответствовать.
Вот и думаю я, или сама так зачерствела, что не верю диалогам французских аристократов 19 века, или маски на актёрах сидят непрочно. Хотелось найти в героях второе дно. Жаль верную собаку, не повинную в людских дрязгах. Не пойму такого легкомысленного отношения героев к самоубийству. Вроде бы и Бога часто поминают, и слово грех им знакомо, однако, ничто не останавливает. В комментариях к роману нашла, что в 19 веке он издавался в двух версиях: с открытым, но понятным финалом без последней главы и хэппиэнд с выкупанием из неволи старых и больных негров. Ползвезды накинула за слишком резкий, но ожидаемый переход от уныния и отчаяния к радости. Однако, с житейской точки зрения реалиста 20 века не просматривается адекватная причина готовности Ральфа к суициду. Любимая женщина свободна и от законных брачных уз, и от нездоровых созависимых отношений к Реймону, семеро по лавкам не плачут, есть достаток и возможность поселиться в другом полушарии, чтобы чихать на приличия света с высокой скалы... А они к водопаду полезли за последними признаниями!
С Реймоном сразу было всё понятно, более длинная версия "Бедной Лизы" в двух вариантах. Не стоит о нём и упоминать.
Современные политкорректные тенденции всё же воспитывают читателей. Подростком читая "Джерри островитянина" Джека Лондона, я и не думала искать там расизм даже от собаки. У Санд же это не расизм, поскольку креолки Нун и Индиана тоже белые, но пренебрежение не француженками. Они и не умны, взрослеют раньше, не способны к интригам и ухищрениям парижского света, в общем, не второго сорта, конечно, люди, но полуторного. Индиана и в диалогах подчёркивает свою слабость и зависимость от мужчин.
Невовремя я прочла роман, слишком поздно. Мне в нём тесно. Нет действия за пределами спален и гостиных. Другие романы Санд нравятся моей бабушке, а я не знаю, продолжу ли знакомство с творчеством французской романистки.

Роман прослушан в Коте в мешке, как очередная ступенька в гору и указатель полёта к созвездию Тельца.