Больше рецензий

11 ноября 2012 г. 23:55

5K

3

Уж вы меня простите, душки, но после статьи Чуковского читать Чарскую без хохота решительно невозможно.

Конечно, как настоящая девачка, я против Чарской ничего не имею. Однако чтение это однозначно нездоровое, и я не уверена, можно ли читать её запоями, как Буссенара или Конан Дойля, и при этом остаться в здравом уме.
Сюжет «Княжны Джаваха» смутил меня вот чем: история героини — это, по сути, путь деградации. В первой части («На Кавказе») перед нами — девочка-джигит, диковатая и лихая, достойная наследница и дочь своей гордой родины. И пусть её родина — декоративный шаблонный Кавказ, где чинары и розовые кусты растут бок о бок на одной и той же равнине. И пусть её подвиги ограничиваются неудачным побегом из дома с запасом лобио, завёрнутым в салфетку, словно кулёк печенек. Всё же здесь в ней, больше похожей на марципановую статуэтку, чем на живую девочку, проглядывает некая сахарная удаль и доблесть.
Всё это для того только, чтобы во второй части («В институте») очутиться в курятнике для благородных пигалиц, обрасти там пухом и перьями, научиться выкудахтывать ласковые прозвища для милых подружек и наивные проклятия для ненавистных учителей. Главный завет, которым обогащается душа девочки к финалу: что бы ни случилось, не ябедничать и брать вину на себя. Главный урок, который она получает: учёба в Петербурге — это вам не джигитовка. Впечатление, в любом случае, осталось именно такое.
Стиль смущает нечеловеческой эмоциональной концентрированностью. В мире ребёнка всё преувеличено до сверхвзрослых размеров, чувства одиннадцатилетней девочки описаны выражениями из дамского романа. Вот вам, например, такой фокус: берём один из эпизодов, вычёркиваем все указания на возраст героини и получаем арию из мыльной оперы. Вуаля:
И, еще раз поцеловав меня, он стремительно направился к выходу. Я видела, как удалялась его статная фигура, как он оглядывался назад, весь бледный, с судорожно подергивающимися губами, и только молча с мольбою протянула к нему руки. Он тоже оглянулся и в ту же минуту был снова подле.
— Нет, я так не уеду! — стоном вырвалось из его груди. — Ну, радость, ну, малюточка, хочешь — едем со мною?
Хочу ли я! Он спрашивал, хочу ли я?.. О, Боже всесильный! Я готова была крикнуть ему, рыдая: «Да, да, возьми меня, возьми отсюда, мой дорогой, мой любимый отец!..»

А ведь это всего-навсего отец привёз дочку в пансион. Если учесть, что до этого она легко и непринуждённо отвадила вдового папу от новой невесты, — тут явно проскакивают искры электрова комплекса.
В остальном с Чуковским трудно поспорить: стиль Чарской — образцовая энциклопедия штампов.
Но всё же, снова включая девачку, признаю: нечто в ней есть. Не зря же её до сих пор переиздают и даже, видимо, читают. Только на обложке новых изданий я бы посоветовала ставить значок: опасайтесь передозировки.

Ветка комментариев


о, спасибо за ссылку, читаю.
Дочитала, хихикая. Я в этом году насмерть влюбилась в статьи Чуковского, ну и в него самого по пути.
Чарскую мы читали на первом курсе университета, кажется, это было связано с дисциплиной "детская литература". Я не помню, о чем "институтка" и "княжка", а это плохой знак, когда в памяти не остается ни сюжета, ни эмоций. Хотя не, вспомнила - я отчаянно страдала и бездумно читала, создавая себе память на одну лекцию - оттарабанить и забыть :)
Да, Вы в рецензии все шикарно описали. Спасибо!


Вам спасибо!
вот, а я её как раз по курсу ДЛ в универе и ниасилила, пришлось сейчас =)
я тоже только в этом году поближе с Чуковским познакомилась, а его критика — просто блеск. читаю в библиотеке и хихикаю, как сумасшедшая)) кстати, жалко, что мало его статей в инернете.


ох, бумага - это боль.
Я прочла пока только его "искусство перевода", в читалке еще лежит книга про русский язык, скорее бы приступить :)
Пойду паломничать по местам, где Корней-Николай бывал и фанатеть :)


если не возражаете, я бы ещё посоветовала автобиографическую повесть «Серебряный герб» — вещь грустная, но обхохочешься, вот такие у К.И. парадоксы.
а я в Переделкино всё не соберусь никак...