Больше рецензий

rvanaya_tucha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

24 ноября 2012 г. 22:41

1K

4

А вот я взяла и перехотела писать всё недопонимательное, тапочное и бузительное.
И, кстати, в очередной раз: да, мне двадцать, и я теперь открываю для себя советскую детскую литературу. И во многом с этим связано, почему я напишу о том, о чём напишу: ведь я свободна от ностальгических красноречивых монологов, во мне слова «Республика ШКИД» вызывают томление только как что-то старое, смутно хорошее-доброе-вечное. Всю эту историю я оценивала из своего окна — в другом доме, в другом городе, в другом времени.


1.
Школа-коммуна для трудновоспитуемых подростков им. Ф. М. Достоевского (ШКИД) постепенно преобразилась на страницах книги: из общества пассивных воспитуемых и активных воспитывающих в сообщество равнотрудящихся на благо общего дела! Какой неописуемый восторг (испытываю я) от того, как хорошо и правильно устроена жизнь в шкиде, какой саморегулируемой системой она стала. Как всё ловко — вот, отличное слово! Ученики дежурят, контролируют дежурных, организовываются в кружки, трудовые группы, сами себя развлекают и сами себя развивают. А воспитатели... ловят детей над пропастью во ржи, на самом деле. У меня всегда была слабость к утопической коммуне — и тут она развернулась во всю. Но ведь хорошо же, как хорошо! Помечтать и немножко поверить, что так может быть, что бывает, и не без трудностей, баталий и глупости, но с победным концом.

2.
Лично для меня «Республика ШКИД» важна как пример той жизни, где идет абсолютно непрерывная творческая деятельность. Работает фантазия, работает во всем — в развлечениях, в обучении, в воровстве и хулиганстве. С десяток единовременных активных периодических изданий на шестьсот учеников школы; преобразование четвертого отделения — старшего класса — в империю Улиганию со всем полагающимся: столицей (есть и улицы, и кварталы, и объявления на стенах домов — так перевоплощается учебный кабинет), колониями (три младших отделения), правительством и указами, армией и вражескими силами (лагерем воспитателей); организация любительского кино из бумажной ленты и яркой лампочки!
У них на всё про всё только собственная голова, у них нет никаких развлечений, а они — дети. Им скучно учиться и скучно целый день валяться загорать, им непрестанно нужна буза (законная и противозаконная), а её надо — придумывать.
Мне кажется, это очень важно. За совершенно вечным нытьем о том, что мы уже не читаем, а только сидим за компьютером, как-то забывается, что мы перестали создавать что-то, фантазировать, придумывать и реализовывать — за нас теперь уже всё придумано и реализовано. Мы не будет ставить сценок — мы пойдем в театр; мы не будем рисовать комиксы — мы скачаем мультфильм, мы не будем организовывать лотерею — мы займем денег у друзей или откажем себе в покупке. Загляни шкидцы одним глазком к нам в жизнь, я уверена, они бы взвыли от скуки.


Не хочу говорить о неоднозначности для меня «Республики ШКИД», потому что, в конце концов, это документальная повесть, и это во многом смещает рамки. И хотя я не думаю, что эта книга — которая считается детской — может очень многое светлое и чистое воспитать в маленьком человеке, я уверена, что она откроет тайны веселого и озорного мира для людей всех возрастов :)

А еще я наконец нашла несколько крайне нужных слов — их сказал Маршак в предисловии к «Республике»:

Но книги по-настоящему <...> современные не стареют с течением времени. Утратив прямую злободневность, они становятся подлинными и незаменимыми документами эпохи.

Комментарии


Отлично написали!
Эх, "Республика ШКИД" - один из самых-самых любимых фильмов детства (да и сейчас), и я всегда недоумеваю, когда кто-то говорит "а что это? не смотрел". Как можно???
А книгу я прочитал только где-то год назад - они такие разные, книга полнее, и хоть дух её в общем-то схож с кино, в то же время несколько иной. Тот случай, когда оба произведения замечательны по-своему :)


Спасибо!
Я каждый раз с трепетом берусь за такие книги - проверенные временем, любимые, прочно вошедшие в культурный контекст. Но они редко обманывают :)
Фильм буду смотреть скоро. Живу в ожидании прекрасного :)


да,фильм чудесный!


Замечательная рецензия. Я помню фильм. Там играл Юрский периода "Золотого теленка". И меня не покидало чувство, что у них воспитатель - Остап Бендер. Это сбивало пафос. Мне казалось, что он прохвост и всех надувает.


Спасибо.)
Да, кстати, без Бендера там явно не обошлось! Изобретательности и прохвостости им не тоже занимать.)


Здорово написано!!!


Ой, спасибо :)


После вашей замечательной рецензии немедленно хочется перечитать книгу, хотя сколько раз уже перечитывала. А за ней сразу - "Педагогическую поэму", "Дорога в жизнь. Это мой дом. Черниговка" и "Марш двадцатого года". Спасибо, что напомнили!


Спасиибо :)


http://zt1.narod.ru/doc/Rezec-1930-12-s-11.doc
Одна из стр. романа Ольховского и Евстафьева о Шкид. Тут и отклик на этот роман самого Викниксора.


спасибо!


С замалчивание романа Ольховского и Евстафьева надо покончить.
Такие как Иошка и Сашка в Шкиде были внутри (внутри!) массы ребят, и, порой, очаровывали массу ребят своими лихими, интересными, эффектными рассуждениями, предложениями, ходами, и отсюда их, Иошки и Сашки, порой, достаточно эффектное влияние на массу ребят в Шкиде. В это же время в Шкиде халдеи, включая и халдея Викниксора, были в 95%-тах коллизий не внутри массы ребят, а НАД массой ребят. И потому они, халдеи, включая и халдея Викниксора, и близко не имели того влияния на массу ребят, какую на них, на массу ребят, имели, порой, эти самые эффектные и увлекающие ребят рассуждатели и инициаторы того, сего, пятого, десятого как Иошка и Сашка. И тут вспоминается А.С. Макаренко. Он (Макаренко) был, конечно, тоже НАД массой ребят. Но это удивительно сочеталось у А.С. Макаренко с тем, что он (Макаренко) был одновременно и плотно внутри (внутри!) массы ребят, и был там поистине эффектным и увлекающим ребят рассуждателем и инициатором того, сего, пятого, десятого, как, порой, эти самые Иошка и Сашка в Шкиде. Кроме, конечно, такого, как подстрекательства на бузу и тому подобное. А) Навскидку и Б) в первую очередь - именно от вот тут мною, ZT, указанного перманентного (перманентного!) обстоятельства - события в учреждениях А.С. Макаренко и события в "Конец республики Шкид" http://zt1.narod.ru/doc/Konec-Respubliki-Shkid-txt.doc и в "Последней гимназии" http://zt1.narod.ru/doc/Poslednyaya-gimnaziya-txt.doc развивались, - как правило, - кардинально разным образом.
Муть-туман о "великом Викниксоре" (с замалчивание романа Павла Ольховского и Константина Евстафьева) - и муть-туман о 28 панфиловцах.
ZT. Но самое главное – учреждения А.С. Макаренко были школами-хозяйствами, то есть имели производство, что АСМ считал неизбывно обязательным, а в Шкиде этого – ни черта.