31 мая 2021 г. 15:25
370
4.5 Путь самурая
Вместо пресного предисловия рискну обойтись прекрасным фрагментом, обнажающим не только стоический взгляд на жизнь, но и особенности его реализации от лица автора:
«При виде смерти и при известии о ней я буду сохранять одинаково спокойное выражение лица; я буду переносить тяжелые испытания, каковы бы они ни были, подкрепляя телесные силы духовными; я буду презирать богатство независимо от того, будет ли оно у меня или нет; я не стану печальнее, если оно будет принадлежать другому, и более гордым, если оно будет окружать меня своим блеском; я буду равнодушен к судьбе, будет ли она жаловать меня или карать; на все земли я буду смотреть как на свои, а на свои — как на всеобщее достояние; я буду жить в убеждении, что я родился для других, и буду за это благодарен природе, так как она не могла позаботиться лучше о моих интересах: меня одного она подарила всем, а всех — мне одному. Все свое имущество я не буду скаредно беречь и расточительно тратить, признавая наиболее прочной для себя собственностью то, что я удачно подарю другому. Оказывая благодеяния, я буду принимать в расчет не число и вес, а только достоинство получателя. Никогда в моих глазах не будет слишком большим то пособие, которое получит достойный. Я ничего не буду делать для славы, а всегда буду поступать по совести. Мое поведение, хотя бы я оставался наедине, будет таково, что на него мог бы смотреть народ. Целью еды и питья будет служить мне удовлетворение естественных потребностей, а не наполнение и опоражниванье желудка. Я буду любезен в обращении с друзьями, кроток и уступчив в отношении врагов, оказывая милость раньше, чем услышу мольбу, и предупреждая честные просьбы. Я буду помнить, что моя родина — весь мир, что во главе его стоят боги и что эти строгие судьи моих деяний и слов находятся надо мной и около меня. А когда природа потребует, чтобы я возвратил ей свою жизнь, или я сделал это по требованию своего разума, я уйду, засвидетельствовавши, что я дорожил чистой совестью и стремился к добру, что ничья свобода, и прежде всего моя собственная, по моей вине не была ограничена»
В принципе, на этом можно было бы закончить, но хочется вкратце пробежаться по основным посылам труда, также полно раскрывающим и взаимодополняющим "Нравственные письма", подрезюмировав их и укомплектовав в последовательную систему:
* Человек, начиная свой тернистый путь к счастливой жизни, обязан наметить четкие цели и выбрать средства их достижения, дабы не сбиться с установленного направления, спасовав перед соблазнами. Так формируется понятие долга. Средства к исполнению долга должны быть согласованы с разумом – образом действий, достойным мыслящего существа – человека. Счастливая жизнь также согласуется с природой, а это в первую очередь здравый ум; постоянство и спокойствие духа перед обстоятельствами; свобода при устранении страхов и страстей; умение пользоваться дарами судьбы, не становясь их рабом.
Что значит жить в согласии с природой? Это считаться с естественными потребностями организма, заботясь о них, но помня, что они даны нам на время и скоротечны, не становясь их рабами. Поскольку чувственные удовольствия - это элементы, приходящие извне, а не являющиеся нашей непосредственной сущностью, то они, как несущественные и не вполне зависящие от нас, должны играть лишь вспомогательную, подчинённую разуму роль. А поскольку именно разум является отличительной чертой человека от животного, то руководствоваться им, значит выполнять свой непосредственный природный долг, ее фактический замысел. Реализация этого долга, исходящего изнутри нас самих, сулит куда большее удовольствие, чем непостоянные внешние эрзацы, уже по своей сути обречённые на скорую гибель. Природа молотка реализуется в полной мере, когда он забивает гвозди, природа лошади – в быстром беге, человека – в разумной жизни.
Иными словами, такой человек самодостаточен и принципиален, а только принципы, позволяющие неотступно следовать своим направлением, говорят о личности с большой буквы. Принципы – внутренний нравственный закон, подобно правилам дорожного движения или уголовному кодексу, призванные минимизировать параметр хаоса и привести общество к коллективной ответственности через индивидуальную жертву некоторой долей удобства отдельного индивида. Если каждый внесёт от себя крупицу пользы, то на выходе при количественном факторе мы получим куда большее общественное благо для всех (в т.ч. для себя), чем если продолжим держаться эгоистичным особняком.
Если попытаться объяснить ещё проще, то в необходимости знания добродетели и следовании ей лежит очень простая идея. Добродетель - постоянна и определенна. Если ты знаешь, как она выглядит, то совершенно ясно, чего следует придерживаться, а что выбивается из рамок этого представления. Если у человека имеются границы допустимого/недопустимого, то он вооружен против лишнего. Само знание принципов и воление в отношении их исходит изнутри, в то время, как страсти и влекущие желания - извне. Однако внешнее - непостоянно и шатко, не зависит от нас, быстротечно. Лишь внутреннее богатство способно выстлать дорогу к истинному счастью.
Грубо говоря, мы имеем главную дорогу из пункта А в пункт Б, зная, куда направляемся и кучу ответвлений от нее, дорожек к развлечениям, удовольствиям и т.п. Свернув с пути действо сулит потерей времени, разочарованиями и несчастьями.
Например, если человек знает, как должна выглядеть любовь, он убережен от мимолётных страстей/лёгких влюбленностей/безумств и следуемых за ними разочарований, опустошения и т.п., не допуская размена по мелочам, четко представляя, что именно способно сделать его счастливым, если, конечно, цели согласуются с разумной природой.
* Ни в коем случае не следовать, подобно скоту, за стадом, его вожаками, лидерами второсортных мнений и т.п. Величайшие беды от жизни – следовать не разуму, но потакать большинству, поскольку люди в массе примитивны и порочны. Помните, что никто не заблуждается только во вред себе, но всякий является причиной и виновником чужого заблуждения. Лучше идти одному, чем в дурной компании.
* Развитие человечества не находится еще в столь блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы - доказательство полной несостоятельности. Необходимо выяснить, что достойно человека, а не ориентироваться на модели, чаще всего встречающиеся у толпы.
* При оценке ближнего не верить глазам, не судить по внешнему виду. О духовном достоинстве должен судить дух. Показательное благо всегда низко и обманчиво. Так появляется возможность не наделать ошибок и приобрести добрых приятелей.
* У удовольствия 2 крайности: несчастье и неудовлетворённость в виду их отсутствия, и пресыщение в случае переизбытка, когда к каждой поднятой планке безумств быстро привыкаешь, подобно наркоманам и оказываешься неудовлетворен отсутствием ещё большего избытка. Не человек покупает себе удовольствия, а удовольствия закабаляют его.
* Важно также отметить, что смысл стоической добродетели в отношении материальных благ (по версии Сенеки) заключается не в том, чтобы не владеть богатством вообще, а в равнодушном отношении к его наличию. Именно богатство даёт больше возможностей к духовному развитию, чем бедность, поскольку благоприятствует развитию воздержания, щедрости, аккуратности, благотворительности и т.п.
Если богатство нажито честно, даровано как милость судьбы, мудрец не станет его стыдиться и избегать, но лишение его не омрачит спокойствия души и не станет сулить потерю чего-либо существенного. Мудрец, как и любой человек, предпочтет лучшее худшему и богатство, разумеется, приятнее бедности, но ни то, ни другое не сделает удовлетворенную духовной полнотой, душу, счастливее или несчастнее.
_________________
В целом, достойный человек, муж, гражданин и грек, знавший о своих пороках, низостях, поражениях и всю жизнь пытавшийся одержать главную победу - над самим собой...
Комментариев пока нет — ваш может стать первым
Поделитесь мнением с другими читателями!