3 декабря 2012 г. 22:45
3K
5
Флэшмоб 2012
Нет, ребята, легче десяток Палаников прочитать, чем одну эту книжку школьного психолога Екатерины Мурашовой! Ей-Богу!
Это вам не гипертрофированный и глумливый, а тихий, будничный, каждодневный ужас. Ставший обыденным и никем особо не замечаемый, но реальный и узнаваемый по деталям.
Вот эта девочка на обложке, видите? Они ведь именно такие: угловатые, неулыбчивые, коротко стриженные (а кому им косы плести?), глядящие настороженно... Даже обычную игрушку в руках держит как-то неловко... Это дети - отбросы общества.
И все-же они дети. С фантазиями, которые для них и спасение, с присущим детям оптимизмом, с короткой памятью на плохое, с детской непосредственностью и изобретательностью. Пережитые детские травмы отложились в них психическими "отклонениями" и задержками в развитии. Но они еще с готовностью откликаются на доброе и искреннее, на подлинное дружелюбие, а не заигрывания.
Есть темы, о которых трудно говорить, о них тяжело думать. Невыносимо, потому что помочь и изменить по большому счету ничего нельзя. "Школа - всего лишь слепок с общества в целом", - говорит Клавдия, их классная. Все так, но почему эти дети должны почувствовать все язвы нашего общества в столь нежном возрасте? Это совсем уж бесчеловечно.
Всего несколько месяцев из жизни 7Е класса лучшей в городе гимназии, класса коррекции. Антон, главный герой, неторопливо и толково рассказывает о всех текущих и прошлых событиях в классе. Вот в классе появился "новенький", Юра, он инвалид-колясочник - веселый, добрый малый. Прислали молодого учителя географии и он интересно рассказывает. У Митьки пропала мать и дети остались одни... Не сразу, постепенно, мы узнаем, что у каждого уже за спиной своя нелегкая жизненная история, и о каждом можно писать отдельную повесть. Эти дети часто жестоки, но безошибочно чувствуют настоящую боль и трагедию. То, чем не могут похвастаться другие, из "спонсорских" классов.
Осколками своих исковерканных душ они тянутся к нормальной жизни, мечтают об обычной семье, просто хотят быть "как все". Защитный панцирь безразличия и ожесточенности еще не затвердел, сквозь него еще можно пробиться простым человеческим теплом и участием.
При желании, можно указать на некоторые недостатки книги, Что-то Антон слишком умен для 13-летнего пацана. Временами повесть напоминала персонажем - учителем географии, романтиком в розовых очках, - известный роман Алексея Иванова. Местами, когда ребята дружно и самоотверженно отправились искать Стефанию - "Приключения Электроника". Но в целом, это самодостаточная и оригинальная повесть. У нее есть одно огромное достоинство, перед которым все остальное становится не важным: Екатерина Мурашова сумела написать повесть о трудных детях, которые вызывают уважение и даже восхищение!!! Их не только безумно жалко, ими гордишься. Волнующе смотреть как пробуждаются в каждом из них добрые чувства. Как маятник от глухого отчаяния качнулся в другую сторону - к надежде.
Автор хорошо знает о чем пишет, и без труда представляешь эти картинки из жизни. Особенно один эпизод... Как вы думаете, что будет, если пнуть в бок бездомную бродячую собаку: "пшла отсюда"? Что она сделает? Оскалится, цапнет за ногу? Не-е-т, если выросла на улице - она тут же трусливо убежит, оглядываясь и поджав хвост. Собака знает, что гнев ей не положен по статусу. В повести есть эпизод, когда группа друзей из 7Е стоят на крыльце и смотрят на счастливчиков, из 2А, которые уезжают на автобусе на экскурсию. В автобусе появляются свободные места и Юра хотел бы поехать, ведь у него так мало радостей в жизни, но, родители "ашек" - против. Ребята не спорят, они понимают, что они здесь лишние. Только малявка Вадик, чей отец спонсор, поднимает бунт и, в итоге, добивается своего - Юра едет с ними.
Печально, что таких детей и таких коррекционных классов - Е, Ж, З- с каждым годом будет все больше и больше. Испугавшись последствий "демографической ямы", правительство наше спешно и необдуманно бросилось поправлять ситуацию, раздавая "материнский капитал". Не знаю как там в больших городах, а у нас в глубинке кинулись рожать все подряд безработные, алкоголички, прочие, ведущие асоциальный образ жизни. Родив, они вскоре забывают о детях, предпочитая им бутылку и очередного хахаля. Учителя уже сейчас, округляя глаза, говорят, что скоро этот "материнский капитал" придет в школу. Почему они не рады, понятно? Дети ослабленные, не имеющие навыков, не знающие ровным счетом ничего, потому что в садик ни дня не ходили. У родителей денег на садик просто нет. Да и где они садики эти? Кто бы их понастроил?
Ужасно хочется продолжения!!! Охота узнать, что стало дальше с этими ребятами - Стешей и Мишаней, Антоном, Витькой и Митькой, Пашкой. ..Если честно, я придумала каждому из них дальнейшую судьбу после расформирования 7Е . Она более-менее благополучна, потому что, не успокоив себя таким образом, мне не уснуть сегодня.
За совет спасибо VMS
Комментарии
Я про обычных, которые не посещают детский сад. Среди них, к сожалению, много из неблагополучных семей. С нами трудно. Не знают элементарного.
Есть, конечно, просто домашние, кто с бабушками дома. Им просто надо привыкнуть к детскому коллективу, к занятиям, распорядку. Они хорошо развиты, только немного адаптироваться...
Да мой коммент про ласточек не имеет отрицательной окраски...
Я имела ввиду, что наконец-то общество начало адекватно реагировать на проблему, которая существует уже давно.
У нас, наоборот, с нормальными реабилитационными садиками и классами беда.
Вы знаете, у нас тоже! И в других местах. Кто будет этим заниматься, если даже учителей-предметников не хватает? Специально обученные учителя с зарплатой в 5 тысяч? На бумаге напишут, отчитаются, а реально мало толку будет. Так что пока своими силами, на голом энтузиазме.
В книге Е.Мурашовой "Класс коррекции" речь идет о том, что этот класс, с таким обнадеживающим и правильным названием, по сути просто резервация для неудобных детей - и с асоциальным поведением и просто с физическими отклонениями. Все вместе, да. И педагоги с ними работают не какие-то там Макаренки, а вчерашние студенты, ныне молодые неопытные учителя или учителя старой закалки, напоминающие больше жандармов. Такая вот, блин, коррекция.:(
Да, в таких местах надо работать, имея огромный запас жизнелюбия.
Мало, наверно, таких школ, вот и собирают всех в кучу.
У нас в городе есть такая школа-интернат. Я бываю у них и просто преклоняюсь перед этими педагогами!
Они все очень талантливые! Нет такой техники рукоделия, какой бы они не владели. Дети у них умеют все: оригами, бумажная пластика, вязание крючком и спицами, вышивка, изделия из теста, из бересты, купаж и еще многое другое, чему я и названий не знаю. Как заходишь - все стены в рисунках и изделиях ДПИ. В коридорах, в классах. .. Чистота и порядок, цветы кругом.
Ребятешки приветливые, ухоженные все, заняты чем-нибудь постоянно.
Не ранее, как сегодня утром, в местных новостях увидела сюжет о том, что в нескольких школах нашего края появились классы для детей "повышенной заботы", оснащенные спецкомпьютерами и другими прибамбасами, развивающие моторику, чувствительность и т.д.