15 июня 2021 г. 11:30

779

4

В одном кармане сигареты, в другом лестовка и псалтырь
Мои овцы разбрелись по волкам, я заблудившийся пьяный пастырь
Включаю в наушниках бесов, чтоб заглушить их внутри
Исповедуй меня подруга, сойдет юбка за епитрахиль

"ночные грузчики" - "бастард", 2018 г.



Мне нравятся сочинения подобного рода. Нравится в них все: простой стиль изложения со слегка нелинейной структурой повествования, небольшой объем романа, автобиографичность, которая располагает своей искренностью, культурный пласт, выражаемый в виде ссылок на идеи, фильмы, книги. Подобную литературу можно назвать, по словам одного замечательного человека, "дружеским похлопыванием по плечу в тяжелую минуту". И я с этим определением определенно согласен.

Знакомство с литературным творчеством участников музыкальных дуэтов "ночные грузчики" и "макулатура" привело меня к следующему выводу. Их литература - это те же треки "грузчиков" и "макулатуры" только без раздражающей порой зауми, не позволяющей крутить их треки на репите бесконечно долго. Даже темы и строчки плавно перетекают из романа в тексты и наоборот, взаимно раскрывая и углубляя содержание.

Что же в итоге получилось описать Енотову в "Обыкновенном русском романе"? Неторопливая река повествования, несколько водоворотов эмоционального всплеска, безапелляционная трансляция взглядов автора, отказ от которых приводит его лишь в отчаяние и безумие, будто не позволяя взглянуть на этот мир несколько иначе, проще ли, сложнее - неважно. Довольно простая схема сюжета, практически полностью основанная на жизненных фактах биографии самого Енотова, потому и простая, наверное. Заставляет усомниться в автобиографичности только чересчур уж пафосная и символичная концовка романа. Так бы я кратко описал общие ощущения от произведения.

Понравились образы, особенно, конечно, образ главного героя, непоколебимый и уверенный в том, что позволяет ему жить этот день, попросту не сойти с ума. И подставить вместо причины для этого можно что угодно, Выпивку, Женщину, Бога, смысл особо от этого не поменяется. Единственно, к Богу у Енотова несколько более трепетные чувства, в чем я его, особенно в последнее время, даже поддерживаю. Из всего этого бесконечного списка именно к Богу человек приходит сквозь веру, откровение, приходит по необходимости, алогично в своей логичности, приходит, в конце концов к себе, не зная в тот же момент, каково это быть собой, пока что не зная.

Отдельно хотелось бы отметить образ Мити, вегана с научным подходом к жизни. Образ этот актуален особенно в настоящее время, с его массовой тревогой по поводу экологии, прав животных, гуманного обращения с каждым гадом (животным или человеком), порой в ущерб самому же обществу, самому будущему, помимо которого у нас ничего нет. Подобные проблемы, несомненно, надо решать, но пункт отправления, из которой необходимо двигаться не так очевиден, как его преподносят активисты, транслируют в своей политике современные государства. Поиск этой точки опоры я бы предоставил искать каждому человеку самостоятельно, в противопоставление автору романа, убежденного в прерогативе духа над разумом.

В целом, помимо нескольких интересных идей, заставивших по-другому взглянуть на вещи, ощутить их с позиции человека верующего, этот роман безумно хорош напоминанием о том, что все мы люди со своими противоречивыми и на первый взгляд порой безумными взглядами на жизнь, своими историями, позорными и прекрасными. Главное в этом всем - продолжать двигаться вперед, искать истину, искать себя, искать хоть что-нибудь и верить, обязательно верить в то, что твой путь, каким бы он ни был, единственно верный. Слов ободрения, более сильных, чем эти, я не знаю.

Комментарии

аминь


+1 10.01.22