Больше рецензий

16 июня 2021 г. 21:00

488

4 Мне хотелось кричать…

Очень странная вещь. Она меня мучила: то раздражала, то веселила, то злила, то заставляла страдать. Мне понравилась небольшая повесть Амманите «Я не боюсь», и я взялась за следующую книгу еще и потому, что автора позиционируют как литературную звезду современной Италии.
Дело в романе происходит, соответственно, в итальянской деревне Гадюкино. Ну… в поселке городского типа… Хорошо-хорошо… в маленьком городке Искьяно Скало, что дела совершенно не меняет. В этом Искьяно-Гадюкине, если не считать полсотни двухэтажных домиков, всего остального по одному: одна церковь, один продуктовый магазин, один бар, одна школа и т. д. Есть достопримечательность в виде имени, которое носит та самая единственная школа - Микеланджело Буонарроти. Вокруг домов поля, пастбища и - всё. Где-то вдалеке, правда, посверкивает море. Летом в городе удушающе жарко, зимой сумасшедше холодно. Делать там нечего. Развлечений нет. А что делать, когда развлечений нет? Каждый догадается, чем радуют себя жители: мужчины напиваются в баре, женщины колготятся в домах, полиция издевается над теми, кто это может стерпеть, подростки бесчинствуют. Жены могут утроить истерику из-за забастовки пилотов авиалиний, а отцы семейств с большим удовлетворением отлупят ребенка за государственный переворот в республике Конго. Помимо главных героев роман населен персонажами, которые вообще не участвуют в сюжете: появляются и бесследно исчезают, но происходящее с ними дополняет картину уныния и безнадеги городской жизни. Они – антураж. Ну… я так думаю…
Каждая часть повествования заставляла меня страдальчески ждать: сейчас обманут, сейчас изгадят, сейчас покалечат, сейчас изобьют или вообще убьют. Ожидание вознаграждалось с лихвой: били, калечили, убивали, гадили, обманывали, подставляли. И все это подано автором в обертке из иронии и сарказма, что не умаляет впечатления мрачной беспросветности жизни в этой «звериной дыре». Ненормативная лексика присутствует, но ее меньше, чем можно было бы внести в текст в соответствии с ментальностью некоторых персонажей.
Главных героев два: двенадцатилетний мальчик Пьетро, который, выражаясь современным зыком, сущий ботан, и сорокалетний, весьма потрепанный разудалой жизнью бывший первый парень на этой деревне – Грациано – всё повествование движутся навстречу друг другу, и единственная встреча навсегда перекроит им жизни.
Сладкая обложка книги не имеет никакого отношения к сюжету, но написанное на ней: «Простая история любви, которая убивает, и страха, который превращает человека в зверя», суть передает. Правда, все в книге вовсе не просто. Все в ней очень тяжело. Авторский юмор и даже некоторое его ехидство сходят на нет к концу книги, потому что он страшен, а то, что страшно, уже не смешно.
В общем, отдохнуть за этой книгой не получится. Послевкусие нехорошее. Понятно, что затравленный и загнанный в угол человек отвечать за свои поступки не может, но хочется кричать – так не должно быть! так не должно! Да! Мне хотелось кричать…